Ошибки

Способы наглядного представления статистических данных. Нестандартные решения в Excel для повседневных задач финансиста ема: Консолидация данных

2. Статистические графики.

Результаты сводки и группировки материалов статистического наблюдения, как правило, излагаются в форме таблиц. Таблица является наиболее рациональной, наглядной и компактной формой представления статистического материала. Значение таблиц определяется тем, что они позволяют изолированные статистические данные рассматривать совместно, достаточно полно и точно охватывая сложную природу явлений. Однако не всякая таблица является статистической. Таблица умножения, опросный лист социологического обследования могут носить табличную форму, но не являться статистическими таблицами.

Статистическая таблица отличается от других табличных форм следующим:

    является итогом сводки первоначальной информации.

Таким образом, статистическая таблица – способ рационального изложения и обобщения данных о социально-экономических явлениях при помощи цифр, расположенных в определенном порядке.

Основные элементы статистической таблицы, представлены на рис.5.1., составляют её основу.

Название таблицы (общий заголовок)

Рис. 4.1. Остов (основа) статистической таблицы.

Табличная форма представления числовой информации – это такая, при которой число располагается на пересечении четко сформулированного заголовка по вертикальному столбцу, называемого графой , и сформулированного названия по соответствующей горизонтальной полосе – строке .

Статистическая таблица содержит три вида заголовков:

    общий – отражает содержание всей таблицы (к какому месту и времени она относится), располагается над её макетом по центру и является внешним заголовком.;

    верхние заголовки характеризуют содержание граф;

    боковые характеризуют содержание строк.

Остов таблицы, заполненный заголовками, образует её макет. Составление макетов таблиц - важное направление обработки статистических материалов. Для того чтобы получилась полная таблица, достаточно внести данные статистической сводки в пересечение каждой строки и графы. Схематично взаимодействие основных элементов статистической таблицы представлено на рис 4.2.

В случае необходимости таблицы могут сопровождаться примечанием, используемым с целью пояснения заголовков, методики расчета некоторых показателей, источников информации и т.д.

Статистическая таблица, подобно предложению в грамматике, имеет подлежащее и сказуемое. Подлежащее таблицы характеризует объект исследования, в нём дается перечень единиц совокупности либо групп исследуемого объекта по существенным признакам. Сказуемым таблицы являются цифровые данные, характеризующие подлежащее. Обычно подлежащее располагается слева в виде названий строк, сказуемое - сверху в виде названий граф.

Статистическая таблица

Полная статистическая таблица

заголовок

Цифровые статистические данные по графам и строкам

внутренний

Рис. 4.2. Основные составляющие элементы статистической таблицы.

В практике экономико-статистического анализа используются различные виды статистических таблиц, отличающихся различным строением подлежащего и сказуемого, структурой и соотношением признаков, формирующих их.

По построению подлежащего таблицы могут быть:

    простыми,

    групповыми,

    комбинационными.

Простой называется такая статистическая таблица, в подлежащем которой нет группировок. Простые таблицы бывают:

    монографические характеризуют не всю совокупность единиц, а только одну какую-либо группу из него, выделенную по определенному признаку (пример табл. 4.1 );

>>Информатика: Деловая графика в задачах планирования и управления

Деловая графика в задачах планирования и управления

При решении задач планирования и управления очень важна форма отображения результатов. Чем это отображение нагляднее, тем легче воспринимаются результаты человеком. Самой наглядной формой представления информации являются рисунки, графики и диаграммы.

Это породило в информатике целое направление, называемое компьютерной графикой. Компьютерная графика подразделяется на несколько видов: иллюстративная, деловая, инженерная я научная. Деловая графика состоит в визуализации, то есть представлении в наглядной форме больших массивов числовой информации.

Представьте себе огромный годовой отчет о работе предприятия , состоящий из множества числовых таблиц, содержание которых воспринять человеку в целом очень трудно. Но если эту же информацию представить в виде диаграмм, как она становится обозримой, лучше понимается характер изменения величин, легче производится их сравнение. Табличные процессоры содержат развитые средства деловой графики. Познакомимся с основными понятиями деловой графики.

Это средство графического представления количественной информации, предназначенное для сравнения значений величин или нескольких значений одной величины, слежения за изменением их значений и так далее.

Как правило, строятся в прямоугольной системе координат, где по горизонтальной оси ОХ откладываются значения независимой переменной (аргумента), а по вертикальной оси ОY - значения зависимой переменной (функции). На один рисунок может быть выведено одновременно несколько диаграмм.

При графической обработке числовой информации с помощью табличного процессора следует:

1) указать область данных (блок ячеек), по которым будет строиться диаграмма;

2) определить последовательность выбора данных (по строкам или по столбцам) из выбранного блока.

При выборе по столбцам х-координаты берутся из крайнего левого столбца выделенного блока. Остальные столбцы содержат у-координаты диаграмм. По количеству столбцов определяется количество строящихся диаграмм. При выборе по строкам самая верхняя строка выделенного блока является строкой х-координат, остальные строки содержат у-координаты. Типы диаграмм и способы их построения рассмотрим на конкретном примере.

Пример . Три друга Андрей, Илья и Сергей решили во время школьных каникул поработать распространителями популярной газеты « Садовод-огородник». Друзья работали в течение недели. Число газет, проданных каждым из ребят за каждый день, залесено в электронную таблицу в виде, представленном в табл. 2.1.


Гистограмма (столбчатая диаграмма) применяется для отражения дискретного изменения одной или нескольких величин. На рис. 2.5 представлена гистограмма, отражающая результаты торговли Андрея в каждый день недели.


Рис. 2.5. Гистограмма в Excel

Вторая диаграмма (рис. 2.6) представляет собой множественную гистограмму. Она дает возможность наглядно сравнить три величины: результаты торговли Андрея, Ильи и Сергея.


На рис. 2.7 представлена ярусная диаграмма. Другое название - гистограмма с накоплением. Здесь каждый столбик - это сумма трех величин. Диаграмма дает представление о вкладе каждой величины в общую сумму.


"
Рис, 2.7. Ярусная диаграмма (гистограмма с накоплением)


График позволяет отразить изменение одной или нескольких величин в виде непрерывных линий. На рис. 2.8 в виде графика отражена та же информация, что приведена на рис. 2.5 в виде гистограммы. Аналогично рис. 2.9 отображает ту же информацию, что и рис. 2.6


Рис. 2.8 График в Excel Рис. 2.9 Отображение нескольких
графиков в Excel


Круговая диаграмма служит для сравнения значении нескольких величин в одной точке. Применение круговой диаграммы бывает особенно наглядным, если величины в сумме составляет некоторое единое целое (100%).



MS Excel содержит еще целый ряд других типов и видов диаграмм, с которыми вы можете познакомиться экспериментально.

Коротко о главном

Деловая графика - средство визуализации, то есть представления в наглядной форме, массивов числовых данных.

Данные для диаграммы выбираются из выделенного блока таблицы. Возможен выбор данных по столбцам и по строкам.

Столбчатые диаграммы называются гистограммами и отражают дискретное распределение величин. Можно построить как одиночную так и множественную гистограмму.

График рассматривается как разновидность диаграммы. На графике отражается непрерывный процесс изменения величины.

Круговая диаграмма используется для представления вклада нескольких величин в единое целое.

Вопросы и задания

1. В чем состоит назначение диаграмм?

2. Как определяется область выбора данных из таблицы для построения диаграммы и порядок выбора? Какие величины откладываются по горизонтальной (ОХ) оси и вертикальной (ОУ) оси?

3. В каких ситуациях предпочтительнее использовать: гистограммы; графики; круговые диаграммы?

4. Постройте таблицу, отражающую число уроков в вашем классе и в двух-трех других классах каждый день недели. На основании этих данных представьте эскизы различных видов диаграмм, рассмотренных в данном параграфе.

Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Информатика и ИКТ, 11

Отослано читателями из интернет-сайтов

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса»

Методическая разработка

практического занятия

по дисциплине ОУД.07 Информатика

«Средства графического представления статистических данных в

MS Excel »

по теме « Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов»

для студентов 1 курса

специальности:

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Ачинск, 2016 год

Рассмотрено на заседании

Цикловой методической комиссии

_____________________________

Протокол №_______

Председатель цикловой комиссии

_______________ /Ф.И.О./

«____»__________ 20__ г.

Утверждаю

Заместитель директора по УМР

Г.В. Часовских

«____»__________20____г.

Протокол № ____________ от «____»__________ 20___ г.

Составитель: Минхаирова А.М. – преподаватель информатики Ачинского колледжа отраслевых технологий и бизнеса

Методическая разработка предназначена для студентов 1 курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.

Пособие составлено по программе курса «Информатика» в соответствии с ФГОС специальности и направлено на освоение общих и профессиональных компетенций.

В работе приведены теоретические сведения, методические указания к ее выполнению, примеры выполнения, а также контрольные вопросы в соответствии с рабочей программой.

ПЛАН УРОКА

Тема раздела: Технология создания и преобразования информационных объектов.

Тема урока: Средства графического представления статистических данных в MS Excel .

Цели урока:

образовательные :

    закрепление теоретических знаний о понятии, компонентах и способах построения диаграмм и графиков;

    изучение построения диаграмм и графиков с помощью графических средств табличного процессора Microsoft Excel 2010.

    приобретение практических навыков работы с формулами, функциями и диаграммами в Microsoft Excel 2010.

развивающие :

    формирование умений оперировать ранее полученными знаниями и применять их на практике;

    развитие умения планировать свою деятельность;

    развитие приемов познавательной деятельности и умений анализировать.

воспитательные :

    воспитание профессионально важных личных качеств, наблюдательности, умения слушать, выявлять закономерности, делать выводы и обобщения.

Формируемые компетенции :

    П 5. владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах.

Тип занятия : урок закрепления знаний.

Вид занятия : практическое занятие.

Методические приемы: репродуктивный, частично-поисковый, наглядный (демонстрация компьютерной презентации), практический.

Перечень используемых наглядных пособий, технических средств, методических указаний, дидактических материалов, оборудование кабинета : экран, мультимедийный проектор, персональные компьютеры, комплект учебно-наглядных пособий, презентация по теме занятия, методические указания по выполнению практических работ по теме «Средства графического представления статистических данных в MS Excel ».

Формы работы студентов: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Междисциплинарные связи : математика.

Перечень литературы:

Основная:

Дополнительная:

План урока с указанием примерных временных рамок на выполнение каждого пункта плана:

  1. Ориентировочно-мотивационный этап:

1.2 Вступительное слово преподавателя (3 мин): представление темы и плана занятия, общее описание практической работы, ее особенностей и методов в рамках междисциплинарных связей; актуальность темы занятия и опорных знаний обучающихся, мотивация обучающихся к успешному проведению занятия.

    Операционно-исполнительский этап :

    1. Актуализация, обобщение и систематизация ЗУНов:

      1. Восприятие и вторичное осмысление материала, закрепление знаний по ранее полученному материалу путем выполнения небольшой групповой работы (12 мин)

    2. Усвоение новых знаний:

      1. MS Excel 2010» (5 мин).

        Выполнение заданий согласно методическим рекомендациям (20 мин).

        Формулировка вывода по выполненной работе (2 мин)

    1. Проверка выполненного задания (5 мин)

    Рефлексивно-оценочный этап :

    1. Подведение итогов занятия (3 мин):

3.1.1 Оценка деятельности обучающихся и оценка степени достижения общей цели занятия;

3.1.2 Выставление оценок;

3.1.3Мнение обучающихся о проведенном практическом занятии.

    1. Формулировка домашнего задания (1 мин).

Описание занятия:

1. Ориентировочно-мотивационный этап:

1.1 Организационный момент (1 мин):

Здравствуйте! Прежде чем начнем работать, отметим отсутствующих. (Перекличка по журналу, отмечаются отсутствующие).

1.2 Вступительное слово преподавателя (3 мин):

На прошлом занятии мы уже рассмотрели теоретические аспекты, относящиеся к понятию и функционалу программы MS Excel . Как вы думаете, чем мы на уроке сегодня займемся, и какое влияние это имеет на вашу профессиональную деятельность? Все верно, сегодня мы повторим, что такое деловая графика, основные виды диаграмм, их особенности и научимся создавать и редактировать диаграммы с помощью табличного процессора. Итак, тема занятия: Средства графического представления статистических данных (деловая графика). (Слайд 1) Цель занятия - выработать практические навыки при выполнении подбора и структурирования данных для построения диаграмм в MS Excel. (Слайд 2)

2. Операционно-исполнительский этап:

2.1 Актуализация, обобщение и систематизация ЗУНов:

2.1.1 Восприятие и вторичное осмысление материала, закрепление знаний по ранее полученному материалу путем выполнения небольшой групповой работы(12 мин)

Сейчас я вам предлагаю выполнить небольшую проверочную работу, для того чтобы вспомнить основные понятия деловой графики в табличном процессоре. Для этого вы поработаете в группах. У каждой группы будет свое индивидуальное задание, на выполнение которого вам дается 5 минут. После выполнения каждая группа должна представить и защитить свою работу.

(Слайд 3-5 – работа группы 1, слайд 6-7 – работа группы 2, слайд 8-10 – работа группы 3)

1 группа: Найти в тексте понятие диаграммы, выписать его в тетрадь. Выделить типы диаграмм. Соотнести изображения диаграмм с их названиями.

Текст. Для наглядного представления числовых данных используются такие средства графики, как диаграммы. Способ условного изображения числовых величин и их соотношений, с использованием геометрических средств и называют диаграммой . Электронная таблица использует 14 стандартных типов диаграмм и 20 нестандартных. Различают гистограммы, линейчатые диаграммы, круговые, точечные и т.д. Типы диаграмм задаются в зависимости от обрабатываемых данных и/или уровня наглядности представления числовых данных. Тип диаграммы можно подобрать уже после создания определенной диаграммы.

    Линейчатая

    Гистограмма

    Круговая диаграмма

    График

    Точечная

2 группа: Найти в тексте ответы на поставленные вопросы (ответы должны быть полными).

Текст. Построение диаграммы осуществляется лишь при наличии числовых данных. После ввода данных, их необходимо выделить и задать функцию построения диаграммы, либо командой Вставка/Диаграмма,

Для построения диаграмм используется мастер диаграмм, в котором прописаны все необходимые шаги, последовательное выполнение которых приводит к нужному результату. Окончательный вариант диаграммы при необходимости можно отредактировать, как в целом весь объект, так и каждый элемент в отдельности.

Вопрос

Ответ

1. При каком условии осуществляется построение диаграммы?

Построение диаграммы осуществляется только при условии наличия числовых данных

2. Какими способами мы можем задать функцию построения диаграммы?

Задать функцию построения диаграммы мы можем либо командой Вставка/Диаграмма, либо с помощью пиктограммы: .

3. Какой редактор используется для построении диаграмм?

Для построения диаграмм используется мастер диаграмм.

4. Что мы можем делать с диаграммой после окончательного её построения?

Окончательный вариант диаграммы при необходимости можно отредактировать, как в целом весь объект, так и каждый элемент в отдельности.

5. Какие элементы диаграммы являются основными?

Основными элементами диаграммы являются: ряд данных; легенда; подписи данных; заголовки (название диаграммы, названия осей); оси координат.

3 группа: Найти в тексте определение понятия «легенда» и определить на рисунке, где изображена легенда.

Текст. Основными элементами диаграммы являются: ряд данных; легенда; подписи данных; заголовки (название диаграммы, названия осей); оси координат.

Каждый из элементов, кроме ряда данных, может отсутствовать на диаграмме, что существенно влияет на восприятие полученных данных. Для нас является новым понятие «легенда». Легенда – это подпись, определяющая категорию данных на диаграмме, с использованием различных узоров или цвета.

Выступление групп (по 2 минуты выступление каждой группы) – 8 мин.

Я вижу, что вы хорошо усвоили пройденный материал. Молодцы!

    1. Усвоение новых знаний:

      1. Закрепление усвоенных знаний по теме «Средства графического представления статистических данных в MS Excel » (5 мин).

Из теоретического материала, мы помним, что с помощью богатой библиотеки диаграмм Excel можно составлять диаграммы и графики разных видов (Слайд 11): гистограммы – столбчатые (Слайд 12), для сравнения величин, (Слайд 13) круговые диаграммы – для отображения частей целого, (Слайд 14) графики - для отображения изменения величин в зависимости от времени . Их можно снабжать заголовками и пояснениями, можно задавать цвет и вид штриховки в диаграммах, печатать их на бумаге, изменяя размеры и расположение на листе, и вставлять диаграммы в нужное место листа. (Слайд 15).

Технология построения диаграмм и графиков одна и та же: необходимо выделить диапазон ячеек данной таблицы, далее перейти в Главное меню, выбрать вкладку Вставка и выбрать нужный тип диаграммы, затем по средствам вкладки формат произвести необходимое форматирование диаграммы: добавить заголовок диаграммы, легенду, можно задавать цвет и вид штриховки, подписи данных и т.д. (Слайд 16-17)

      1. Выполнение заданий согласно методическим рекомендациям (20мин).

Сейчас переходим непосредственно к выполнению практической работы. Пользуясь методическими указаниями по выполнению практических работ, оформляем отчет и делаем выводы по проделанной работе.

Обратите внимание, в заданиях 1-3 вам даны таблицы. И по данным этих таблиц, вам необходимо будет произвести расчеты и построить диаграмму по образцу. (Слайд 18-23)

В задании 4 вам необходимо будет построить график функций. А в задании 5 произвести расчеты и построить гистограмму, круговую и линейчатую диаграммы (Слайд 24-29).

      1. Оформление отчета по практической работе (8 мин)

Время, отведенное на выполнение задания, истекло. Сейчас необходимо перейти в свою рабочую тетрадь и оформить отчет по проделанной работе.

2.2.4 Формулировка вывода по выполненной работе (2 мин)

Формулируя вывод, опирайтесь на поставленные в работе цели.

2.3 Проверка выполненного задания (5 мин)

Отчет оформлен, задания выполнены, вывод сформулирован. Остается проверить правильность выполнения задания. Желающие могут, используя ключ, самостоятельно проверить правильность решения и, при необходимости, найти свои ошибки или прокомментировать свои работы для всей подгруппы. Желающего приглашаю к экрану для защиты своей работы. (Проектируется работа студента, он комментирует)

3. Рефлексивно-оценочный этап:

3.1 Подведение итогов занятия (3 мин):

3.1.1 Оценка деятельности обучающихся и оценка степени достижения общей цели занятия:

Сегодняшняя работа на занятии показала, что вами освоена не только теоретическая, но и практическая часть темы «Средства графического представления статистических данных в MS Excel (Деловая графика)», несмотря на то, что у некоторых обучающихся возникли трудности при выполнении расчетов. При формировании оценки, учитывалась работа на этапе актуализации, обобщения и систематизация ЗУНов, а именно, работа в группе, проделанная практическая работа, с выполненным отчетом. В итоге получили оценку...

В целом, считаю, поставленные цели практической работы достигнуты. Вы все поработали продуктивно.

3.1.2 Выставление оценок:

Все полученные сегодня вами оценки выставляются в журнал, как итоговые оценки материала «Средства графического представления статистических данных в MS Excel (Деловая графика)».

3.1.3 Мнение обучающихся о проведенном практическом занятии:

Хотелось бы услышать ваше мнение о проведенном занятии. Что узнали нового? Что было полезным? В чем затруднялись? (Заслушиваются мнения обучающихся).

3.2 Формулировка домашнего задания (1 мин):

Для того, чтобы сегодняшний материал вами был успешно освоен и закреплен, предлагаю, в форме домашнего задания построить графики функций по вариантам. Это аналогичное задание 4 задания практической работы.

Спасибо за занятие! До свидания!

Приложение 1

Практическая работа

Средства графического представления статистических данных (деловая графика). Представление результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики

Тема 4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.

Цель работы: изучить технологию построения диаграмм в ЭТ, научиться правильно указывать все необходимые параметры при построении графиков функций и диаграмм, использовать графические объекты для анализа данных.

Формируемые компетенции :

    Л4. умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;

    М 2. использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания(наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;

    М 5. умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;

    П 3. использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;

    П 4. владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;

    П 5. владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;

Оборудование, приборы, аппаратура, материалы: экран, проектор, персональные компьютеры, локальная компьютерная сеть, прикладное программное обеспечение MS Excel , презентация по теме занятия, электронный тест.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Диаграмма – удобное средство графического представления данных. Позволяет оценить имеющиеся величины. Для наглядного представления данных необходимо определить Тип и Вид диаграммы.

Гистограмма – иллюстрирует соотношение отдельных значений данных. Категории располагаются по горизонтали, а значения по вертикали. 1 столбец – позволяет сравнивать показатели величин друг с другом. 2 столбец – показывает численную долю отдельного показателя в суммарном объеме. 3 столбец – позволяет сравнивать процентное соотношение долей каждого показателя в общем объеме.

Круговая диаграмма – показывает вклад элемента в общую сумму. Всегда строится по одному ряду данных.

График – показывает зависимость одной величины от другой.

Лепестковая диаграмма – позволяет сравнивать общие значения из нескольких наборов данных. Каждая категория имеет собственную ось координат, исходящую из начала координат.

Конусная, пирамидальная, поверхностная диаграммы - позволяют разнообразить типы диаграмм.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

Задание 1. Заполнить и настроить таблицу для расчета времени, затраченного разными животными при движении на заданное расстояние. Построить гистограмму по образцу.

Исходные данные – задаются с клавиатуры:

    Столбец B - значение скорости животного (в км/ч).

    Столбец C – расстояние, которое надо преодолеть (в км).

Вычисляемые значения – считаются по формуле:

    Столбец D – время.

    Ячейка С11 – максимальная скорость (функция МАКС).

    Ячейка С12 – минимальная скорость (функция МИН).

Задание 2. Заполнить и настроить таблицу для расчета основных характеристик Мирового океана . Построить круговую диаграмму по образцу.

Технология выполнения задания

Исходные данные – задаются с клавиатуры:

    Диапазон А1:Е5.

Вычисляемые значения – считаются по формуле:

    Ячейка В6 – общая площадь Мирового океана (функция СУММ).

    Ячейка С6 – общий объем Мирового океана (функция СУММ).

    Ячейка D6 – средняя глубина Мирового океана (функция СРЗНАЧ).

    Ячейка E6 – самая глубокая впадина Мирового океана (функция МАКС).

Задание 3 . Заполнить и настроить таблицу Рейтинг самых высоких гор по континентам . Построить график по образцу.

Технология выполнения задания

Исходные данные – задаются с клавиатуры:

    Диапазон А1:С8.

Вычисляемые значения – считаются по формуле:

    Ячейка В11 – средняя высота заданных вершин (функция СРЗНАЧ).

    Ячейка В12 – самая высокая гора в мире (функция МАКС).

    Ячейка В13 – самая низкая из самых высоких гор (функция МИН).

Задание 4 . Построить графики функций у=sin(x) и y=sin(2x) на интервале [- 180; 160] с шагом 20.

Технология выполнения задания


1. Заполнить таблицу значений:

2. Выделить таблицу и указать тип диаграммы График.
3. Выбрать формат графика с гладкими кривыми.
4. В Макете указать название диаграммы по образцу, разместить легенду справа, применить формат графика по образцу.

Задание 5 . Произвести расчеты и построить гистограмму, круговую и линейчатую диаграммы.

Технология выполнения задания

Исходные данные – задаются с клавиатуры:

    Диапазон А3:А10, В3:В10.

Вычисляемые значения – считаются по формуле:

    Ячейка D 5 – посчитать районный коэф. в размере 15% от оклада по формуле = B5*$D$4 и произвести автозаполнение до ячейки D 11.

    Сравнить результаты с исходной таблицей.

    Построить диаграммы для диапазона данных столбцов ФИО и К выплате по образцу.

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

    сформировать файл отчета в MSWord 2010;

    название и цель работы;

    задание;

    результаты выполнения задания;

    вывод по работе.

Контрольные вопросы

    Что называется деловой графикой?

    Перечислить основные типы диаграмм?

    В чем разница между круговой диаграммой и гистограммой?

    Как построить диаграммы по числовым данным?

Список использованных источников

    Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования / М.С. Цветкова, Л.С. Великович. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 352 с.

    Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С. Цветковой. - М., 2014

    Цветкова М.С., Хлобыстова И. Ю. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

Приложение 2

Самостоятельная внеаудиторная работа

Варианты

ВАРИАНТ 1
Построить графики функций
y1= x 2 -1, y2= x 2 +1 иy=К·(y1/ y2) на интервале [- 3 ; 3] с шагом 0,3.

ВАРИАНТ 2
Построить графики функций
y1= и y2= 2 х на интервале [- 3 ; 3] с шагом 0,5.

ВАРИАНТ 3
Построить графики функций
y1= , y2= на интервале [- 0,5 ; 9] с шагом 0,5.

ВАРИАНТ 4
Построить графики функций
y1=, y2= на интервале [- 5 ; -0,5] с шагом 0,5.

ВАРИАНТ 5
Построить графики функций
y1= , y2= на интервале с шагом 0,5.

Приложение 3

Дополнительное задание на закрепление

Модель знаний

Основные типы диаграмм:

Соответствия

Типы сравнения:

Элементы диаграммы

    Область диаграммы

    Заголовок

    Область построения

    Подписи данных

    Ряд данных

    Легенда

    Ось категорий

    Ось значений

Работа с диаграммами в MSExcel

Набор средств Работа с диаграммами :

1)

2)

3)

Модель знаний

(модельный ответ)

Основные типы диаграмм:

1 Круговая

2 Линейчатая

3 Гистограмма

4 График

5 Точечная

Соответствия

Типы сравнения:

1 Покомпонентное

2 Позиционное

3 Временное

4 Частотное

5 Корреляционное

Алгоритм выбора типа диаграммы:

1) Сформулировать идею диаграммы

2) Выбрать тип сравнения

3) Выбрать тип диаграммы

Элементы диаграммы

    Область диаграммы

    Заголовок

    Область построения

    Подписи данных

    Ряд данных

    Легенда

    Ось категорий

    Ось значений

Работа с диаграммами в MSExcel

Набор средств Работа с диаграммами :

1) Конструктор

2) Макет

3) Формат

Цель курса: формирование ИКТ компетенции.

Тема урока: Средства деловой графики для наглядного представления данных с использованием диаграмм различных типов.

Цель урока предусматривает взаимосвязь воспитательного, обучающего и развивающего компонентов.

Цель занятия: Формирование компетенции, связанной с работой с автоматизированными информационными системами, (приложением МS Excel).

Задачи занятия:

  • Воспитательная (аксеологический компонент компетенции)
    • формировать в процессе обучения ситуацию успеха как механизма восстановления мотивации к образованию и формировать потребность в самообразовании;
    • способствовать развитию умения аргументировать свои убеждения;
    • формировать культуру умственного труда и умение планировать свою работу, рационально её выполнять;
    • способствовать развитию настойчивости и целеустремлённости, творческой активности и самостоятельности, способности аргументировать свои убеждения.
  • Учебная (когнитивный компонент компетенции)
    • познакомить с основными технологиями преобразования информации (из числовой в графическую) с помощью деловой графики программного приложения МS Excel;
  • Практическое и оперативное применение знаний (операциональный компонент компетенции)
    • развивать навыки практического применения знаний к конкретным ситуациям: построение диаграмм по проведённому мониторингу.
    • развивать навыки анализа и сравнения величин,

Методы обучения:

метод решения конкретной ситуации (кейс-метод):

Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского “case” случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

словесные:

беседа, характерной чертой беседы является наличие управляющих вопросов, которые задаются учителем по заранее спланированному сценарию, приводящих к цели, намеченной преподавателем,

инструктаж, характеризуется чёткостью изложения, не допускает вольного толкования. Основная дидактическая функция – усвоение стандартных способов действий;

наглядные:

компьютерная демонстрация, обладает динамичностью и наглядностью;

практические:

практические работы на ПК и в рабочих тетрадях способствуют формированию умений пользования компьютером, упорядочению знаний студентов по темам курса, формированию опыта творческой деятельности.

Формы обучения:

фронтальная форма, используется при реализации словесного, наглядного и практического методов, а также в процессе контроля;

групповая форма, используется в группе, участники которой имеют различный уровень подготовки и мотивации;

форма “студент и компьютер” – студент в своём темпе овладевает знаниями, сам выбирает индивидуальный маршрут изучения учебного материала.

Контроль знаний

  • наблюдение за работой на ПК;
  • фронтальный опрос,
  • тестирование;
  • самостоятельная практическая работа,
  • самоконтроль.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроке:

  • смена видов деятельности;
  • соблюдение воздушно-теплового режима;
  • выполнение эрг-упражнений;
  • нормирование времени при работе с компьютерной техникой.

Оборудование:

  • компьютерный класс,
  • мультимедийный проектор,
  • экран,
  • программное обеспечение (приложение MS Excel),
  • тесты,
  • карточки-инструкции для дифференцирования заданий
  • презентации к уроку (Приложение 1 и Приложение 2 )

Тип урока: урок объяснение нового материала и систематизации знаний. Его логика соответствует структуре урока данного типа.

План урока (Хронометраж)

  1. Организация урока – 1-2 мин
  2. Вступительное слово (сообщение целей и задач урока) – 2 мин
  3. Актуализация опорных знаний и умений
    • Фронтальный опрос: тестирование с помощью презентации (Вопрос-ответ, самопроверка – 14 мин
  1. Объяснение нового материала с применением ПК – 25-30 мин
  2. Физминутка – 2 мин
  3. Формирование и применение знаний, умений и навыков
  • Практическая работа 1– 3 (различные уровни сложности) – 30 мин
  • Итог урока – 1-2мин
  • Рефлексия – 5 мин (подведение итогов – подсчет жетонов, построение диаграммы)
  • Домашнее задание 2-3 мин
  • Ход урока

    I. Организационный момент.

    – Наш сегодняшний урок мне хочется начать словами В.Г. Белинского: “Человек страшится только того чего не знает, знанием побеждается всякий страх”.

    – Объявление темы и целей урока.

    II. Актуализация опорных знани
    й.

    а) Фронтальный опрос учащихся по теме “Электронные таблицы” с использованием презентации (Слайд ) (Приложение 2)

    1.В электронной таблице основной элемент рабочего листа – это:

    ячейка;
    строка;
    столбец;
    формула.

    2. В электронной таблице ячейкой называют:

    горизонтальную строку;
    вертикальный столбец;
    курсор – рамку на экране;
    пересечение строки и столбца.

    3. В электронной таблице невозможно удалить:

    строку;
    столбец;
    содержимое ячейки;
    имя ячейки.

    4. Выберите верное обозначение строки в электронной таблице:

    18D;
    К13;
    34;
    АВ.

    5. Выберите верное обозначение столбца в электронной таблице:

    DF;
    F12;
    АБ;
    113.
    АВ.

    6. Выберите верный адрес ячейки в электронной таблице:

    11D;
    F12;
    АБ3;
    В1А.

    7. В ячейке электронной таблицы не может находиться:

    число;
    текст;
    лист;
    формула.

    8. Если в ячейке электронной таблицы отображается последовательность символов ######, то это означает, что:

    формула записана с ошибкой;
    в формуле есть ссылка на пустую клетку;
    в формуле есть циклическая ссылка;
    столбец недостаточно широк.

    9. Содержимое текущей (выделенной) ячейки отображается:

    в поле имени;
    в строке состояния;
    в строке формул;
    в пункте “Вид” текстового меню.

    10. Как обычно (то есть по умолчанию) выравниваются числа в ячейках электронной таблицы?

    по центру;
    по центру выделения;
    по правому краю;
    по левому краю.

    11. Сколько ячеек содержит диапазон D4: E5 в электронной таблице:

    4;
    8;
    9;
    10.

    12. В ячейке D7 записана формула: (С3+C5)/D6. Как она изменится при переносе этой формулы E8?

    (С3+C5)/D6;
    (С3+C5)/E6;
    (D4+D6)/E7;
    (С4+C6)/D7.

    13. Дана электронная таблица. В ячейку D2 введена формула: (A2*B1+C1) Какое значение появится в ячейке D2?

    A B C D
    1 5 2 4
    2 10 1 6

    14. В ячейке B1 записана формула =2*A1. Какой вид приобретет формула, после того как ячейку B1 скопируют в ячейку C1?

    2*B1
    =2*A2
    =3*A2

    б) Письменный опрос

    – Подпишите листочки, ответ выбираете один. (см. Приложение)

    III. Изложение нового материала

    – Практически во всех современных табличных процессорах имеются встроенные средства деловой графики.

    Электронные таблицы позволяют визуализировать данные, размещенные на рабочем листе в виде диаграммы или графика, которые наглядно отображают зависимости между данными.

    Для каждого набора данных важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы.

    Диаграмма – это средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины.

    – Для построения диаграммы с помощью графического процессора следует:

    1) составить таблицу с набором данных;

    2) выделить необходимый диапазон данных, по которым будет строиться диаграмма;
    б) выбрать наиболее подходящий тип диаграммы: меню Вставка – Диаграмма далее по шагам

    – Сегодня на уроке мы рассмотрим самые распространенные типы диаграммы.

    1. Круговая диаграмма (Слайд) (Приложение 1)

    а) служит для отображения величин от целого; б)служит для сравнения нескольких величин в одной точке.

    Например, 1)Доля цены комплектующих в компьютере,

    2) Незнайка продавец канцтоваров (самостоятельно)

    2. Столбчатая диаграмма (Гистограмма) (Слайд) служит для сравнения нескольких величин в нескольких точках. Высота столбиков определяется значениями сравниваемых величин. Каждый столбик привязан к некоторой опорной точке.

    Например,1) Незнайка торгует газетами. Опорная точка соответствует дню недели. (Слайд)

    2) Теперь рассмотрим более сложную задачу, в которой требуется несколько раз сравнить несколько величин. (Слайд)

    Построим столбчатую диаграмму, на которой будут отображены данные сразу о трех продавцах. По-прежнему высота столбца будет символизировать количество газет. По-прежнему у нас будет 7 опорных точек - по одной для каждого дня недели.

    Копируем таблицу с данными на новый лист. Добавляем данные. Строим диаграмму. Определите разницу с предыдущей диаграммой. (Теперь в каждой опорной точке будут стоять не один столбик, а три - по одному для каждого продавца. Все столбики одного продавца будут закрашены одинаково, нужна ЛЕГЕНДА)

    3.Линейная диаграмма (Слайд) служит для того, чтобы проследить за изменением нескольких величин при переходе от одной точки к другой . Тип диаграммы – График или Точечная . Тип диаграммы График выбирают, когда нужно отобразить изменения данных с течением времени.

    – Например (Слайд) ,

    1) Построить диаграмму, отображающую динамику цен по годам на разные модели компьютеров.

    2) Построить диаграмму, отображающую изменение количества проданных газет в течении недели. (Слайд)

    ВЫВОД: Электронные таблицы Excel позволяют строить диаграммы различных типов. Построение диаграмм осуществляется с помощью специальной подпрограммы, которая называется Мастер диаграмм .

    Физкультминутка, гимнастика для глаз – 2 мин.

    IV. Закрепление. Практическая работа.

    Цель: сформировать умения выполнять задания: по набору данных строить диаграммы определенного типа.

    Результативность: формирование всех видов компетенций в зависимости от подобранных заданий.

    Практическую работу проведем используя метод разбора конкретной ситуации. Этот метод часто называют кейс – метод.

    (Слайд) Кейс – технология (case study – "разбор конкретных ситуаций”)

    “Родиной” данного метода является Школа бизнеса Гарвардского университета.

    Метод кейс – технологии позволяет заинтересовать обучающихся в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора и обработки информации, характеризующей различные ситуации; учит искать нетривиальные подходы, поскольку не имеет единственно правильного решения, способствует творческому решению проблемы и формированию умения анализа ситуации и принятия решения.

    – У вас было задание во временном промежутке – Одна неделя – Провести мониторинг температурного режима в помещениях колледжа. (Карточки – инструкции: Придложение 2)

    Задание 1 : Построить диаграмму, отражающую мониторинг температурного режима в помещениях колледжа .

    Приготовьте ваши материалы. Разберем алгоритм выполнения данного задания:

    1)Составить таблицу данных. (Какие столбцы нужно создать в таблице? Сколько строк? Как озаглавить столбцы?)

    2) Вставить диаграмму . (Какой тип диаграммы нужно выбрать в данном случае?)

    (Слайд с изображением диаграммы)

    Учащиеся получают задание на инструкционных картах. Им необходимо построить по полученным данным диаграммы и проанализировать их.

    Задание 2: Построить диаграмму, отражающую мониторинг температурного режима в кабинетах в сравнении с нормами температур СанПиНа (СанПиН – санитарные нормы и правила, утвержденные главным санитарным врачом РФ).

    По одному набору данных постройте две диаграммы разного типа.

    Задание 3: Пользуясь данными, приведенными в таблице, построить диаграмму, характеризующую соотношение между неметрическими единицами длины. Какой тип диаграммы целесообразно выбрать?

    Значения, мм

    Сотка
    Аршин
    Четверть
    Вершок
    Фут
    Дюйм
    Линия

    V. Итог занятия

    – Какие новые понятия вы сегодня узнали на уроке? (Слайд )

    – На уроке мы познакомились с элементами деловой графики, научились по набору данных выбирать тип диаграммы.

    – Давайте подведем итог занятия: Возьмите каждый конвертик, там три карточки, выберите то, что Вам ближе и положите карточку в коробку. Галя и Наташа (Счетная комиссия) введут результаты вашего выбора в таблицу и мы увидим в % уровень усвоения новой темы. (Слайд )

    VI. Домашнее задание

  • Составить карточки – инструкции по теме “Построение диаграмм”, включая задания на построение диаграмм всех рассмотренных типов диаграмм (Инструкции прописывать в соответствии с Office 3, 7, 10)
  • Проиллюстрировать лекционный материал – зарисовать все рассмотренные типы диаграмм
  • Выставление оценок за урок.

    – Урок окончен. Спасибо за работу.

    Важное место в современном статистическом анализе социально-экономических явлений и процессов занимает графический метод. Без графиков не обходится ни одно статистическое исследование - они позволяют с наименьшими временными затратами выявить закономерности в развитии явления и его структуру, а также наглядно представить взаимосвязи показателей. Графический образ часто более нагляден и понятен, чем многие страницы текста. Арсенал используемых в статистике графиков обширен. Более того, с появлением новых программных средств он непрерывно увеличивается: на замену плоскостным графикам приходят объемные, матричные, категоризованные графики и пиктографики.

    График - это схематичное изображение статистической информации с помощью различных геометрических образов, которыми могут быть линии, точки, плоскостные либо объемные фигуры (круги, прямоугольники и т.д.), символы со многими элементами (звезды, лучи, многоугольники, "лица Чернова", "японские свечи", "ящики с усами" и т.д.).

    Любой статистический график содержит графический образ и вспомогательные элементы. Под графическим образом понимают совокупность выбранных для изображения конкретной статистической информации линий, фигур, точек или символов, имеющих определенный формат изображения. Вспомогательные элементы графика - это, во-первых, поле графика ( пространство , на котором располагается геометрический образ, при этом длина и ширина поля графика , как правило, имеют между собой определенное соотношение), во-вторых, система координат и масштабные ориентиры (декартовы, полярные координаты , контурные линии или сетки с нанесенной на них масштабной шкалой), и, в-третьих, экспликация графика , которая представляет собой необходимый разъяснительный текст, прилагаемый к графику: его название, подписи масштабных шкал, смысловое содержание применяемых символов и знаков (легенда графика ).

    Статистические графики можно классифицировать по следующим признакам:

    1. аналитическое предназначение;
    2. способ построения;
    3. символы геометрического образа.

    По аналитическому предназначению различают графики сравнения, структуры, динамики, изображения вариационных рядов, графики взаимосвязи показателей.

    По способу построения графики делятся на диаграммы и статистические карты.

    Согласно используемым символам геометрического образа графики бывают точечные, линейные, фигурные (плоскостные или объемные) и пиктографики.

    Для сравнения одноименных показателей, относящихся к различным временным периодам, объектам или территориям, применяют линейные графики и различные виды диаграмм: столбиковую, ленточную, фигурную; а также пиктографики.

    У линейного графика по оси абсцисс отмечаются временные периоды, объекты или территории, а по оси ординат - соответствующие им значения рассматриваемого показателя. Например, по данным табл. 4.10 построим линейный график изменения удельного веса убыточных организаций за период 2002-2006 гг. для экономики в целом (рис. 4.1).

    Таблица 4.10. Удельный вес убыточных организаций по отраслям экономики от общего числа организаций, % (данные условные)
    Отрасль экономики Год
    2002 2003 2004 2005 2006
    Всего в экономике, в том числе: 53,2 40,8 39,8 37,9 43,5
    промышленность 48,8 39,1 39,7 39,3 45,1
    сельское хозяйство 84,4 52,7 50,7 46,3 55,6
    строительство 40,6 37,7 37,2 35,4 38,6
    транспорт 53,4 47,9 44,1 40,9 45,6
    связь 44,3 28,4 26,1 25,4 35,1
    торговля и общественное питание 45,3 32,7 31,4 27,7 31,2


    Рис. 4.1.

    Столбиковая диаграмма несет тот же аналитический смысл, что и линейный график . При ее построении на оси X располагаются элементы, подлежащие сравнению, которыми могут быть временные периоды, территории, либо объекты. Они находятся на одинаковом расстоянии друг от друга. Затем рисуются прямоугольники (столбики): сторона, являющаяся шириной, одинакова для всех сравниваемых элементов и располагается на оси X, высота прямоугольников откладывается по оси Y пропорционально значению сравниваемого показателя. Таким образом, ось Y должна иметь определенную масштабную шкалу, обязательно начинающуюся с нуля. Так, используя данные табл. 4.10, построим столбиковую диаграмму изменения удельного веса убыточных предприятий и организаций по всей экономике в целом (рис. 4.2).

    Прямоугольники столбиковой диаграммы могут располагаться и вплотную друг к другу - расстояние между ними определяется произвольно, масштаб имеет лишь высота прямоугольников.


    Рис. 4.2.

    Столбиковые диаграммы могут одновременно демонстрировать изменение нескольких показателей. Для примера изобразим динамику удельного веса убыточных предприятий и организаций по отраслям экономики за несколько временных периодов (рис. 4.3).


    Рис. 4.3.

    Для четырех отраслей построим линейный график (рис. 4.4).


    Рис. 4.4.

    Ленточная (полосовая) диаграмма строится по тем же правилам, что и столбиковая, но прямоугольники, изображающие размеры показателя, располагаются не вертикально, а горизонтально. Данный вид диаграммы удобно применять в тех случаях, когда сравниваемые показатели могут принимать отрицательные значения. Например, магазин детской одежды "Сашенька" в течение года имел не только прибыль (+), но и нес убытки (рис. 4.5).


    Рис. 4.5.

    Для получения диаграмм сравнения могут использоваться и различные геометрические фигуры. Предположим, что количество заключенных договоров личного страхования, заключенных страховой компанией, составляло в 2003 г. 23 тыс., в 2004 г. - 64 тыс. Изобразим эти данные графически, для чего выберем в качестве фигурного знака квадрат. Чтобы найти стороны квадратов нужно извлечь квадратные корни из значений показателей: Выберем масштаб изображения, например, примем 1 см равным 3 тыс. Тогда сторона первого квадрата будет равна (4,8: 3) 1,6 см; второго (8: 3) 2,7 см. Итак, получим следующую диаграмму сравнения (рис. 4.6).


    Рис. 4.6.

    Вместо квадратов часто используются круги. Тогда изображаемые величины должны быть пропорциональны площади круга. Наглядность данного вида диаграмм тем больше, чем сильнее различаются между собой сравниваемые показатели. Действительно, если различия небольшие, то подобный график теряет свой смысл.

    В динамических сравнениях, особенно если приводятся данные по месяцам года и в них присутствуют так называемые сезонные колебания, используются радиальные диаграммы. Для этого вычерчивается круг такого радиуса, чтобы при нанесении на него масштабной шкалы верхнее значение шкалы соответствовало наибольшему значению показателя. Затем весь круг делится на 12 частей (если мы рассматриваем помесячные данные) и проставляются номера либо названия месяцев около каждого радиуса. После этого на них откладываются в принятом масштабе значения показателей соответствующих месяцев, и полученные точки соединяются отрезками - образуется замкнутая ломаная линия. Пример построения радиальной диаграммы приведен на рис. 4.7.


    Рис. 4.7.

    Для изображения структуры явления используются прямоугольные или секторные диаграммы.

    Продемонстрируем построение круговой секторной диаграммы на данных табл. 4.11.

    Для того чтобы построить секторную диаграмму, необходимо определить величину углов секторов: 100% соответствует 360°, тогда 1% равен 3,6°. Пересчитаем наши данные:

    • жилища: 12,8 * 3,6 = 46°;
    • здания (кроме жилых) и сооружения: 41,9 * 3,6 = 151°;
    • машины, оборудование, транспортные средства: 38,9 * 3,6 = 140°;
    • прочие виды основных фондов: 6,4 * 3,6 = 23°.

    Начертим круг произвольного радиуса и разделим его на четыре соответствующих сектора (рис. 4.8).


    Рис. 4.8.

    Изобразить графически структуру явления можно также с помощью ленточных (полосовых) диаграмм. В этом случае вычерчивается прямоугольник произвольной длины и ширины. Значение его длины принимается за 100%. Затем прямоугольник делится на части, соответствующие значениям долей тех компонент , из которых состоит явление. Так, по данным табл. 4.10 получим полосовую диаграмму, представленную на рис. 4.9.


    Рис. 4.9.

    Для одновременного изображения трех величин, одна из которых является произведением двух других, применяется особый график , называемый знаком Варзара. Поясним процедуру его построения на условном примере.

    Знак Варзара имеет вид прямоугольника, длина и ширина которого соответствуют двум множителям произведения, а площадь - значению произведения, т.д. третьей величине. Так, в табл. 4.12 показатель "Капитализация" рассчитан как произведение рыночной стоимости акции на количество акций данного вида:

    Основание прямоугольников примем за показатель количества, а высоту - за цену. Тогда площадь полученных прямоугольников будет изображать капитализацию. При построении знаков Варзара следует помнить, что основание и высота прямоугольников откладываются в своем масштабе независимо друг от друга (рис. 4.10).


    Рис. 4.10.

    Особое место в графическом анализе финансовой информации занимают биржевые статистические графики.

    Для анализа данных фондовых, товарных и фьючерсных рынков чаще всего используют столбиковые биржевые графики (табл. 4.13).

    Таблица 4.13. Котировки и объемы торгов акциями компании А в апреле 2006 г., дол.
    Дата торгов Цена открытия Максимальная цена дня Минимальная цена дня Цена закрытия Объем торгов
    26 14,3 14,9 14,3 14,7 102 548
    27 14,7 15,2 14,6 14,9 112 054
    28 14,9 15,5 14,5 15,3 136 250
    29 15,3 16,1 14,9 15,1 108 914
    30 15,1 15,8 14,7 15,6 103 145

    По данным табл. 4.13 построим столбиковый биржевой график (рис. 4.11).

    На столбиковом биржевом графике для каждого дня строится вертикальная черта (столбик): начало столбика соответствует значению минимальной в течение дня цены на акцию, вершина - максимальной цене, горизонтальная черта на столбике - цена в момент закрытия торгов.


    Рис. 4.11.

    Для одновременного изображения цен открытия и закрытия торгов, а также минимального и максимального значений цены служит график , часто называемый в литературе "ящики с усами". Для данных табл. 4.13 он выглядит так, как показано на рис. 4.12.


    Рис. 4.12. "Ящики с усами"

    Здесь, в отличие от графика , приведенного на рис. 4.11, у каждого столбика имеется еще и "ящик" (отсюда и название - "ящики с усами"). Основание белого "ящика" соответствует цене открытия торгов, высота - цене закрытия; черный цвет "ящика" означает, что цена закрытия была ниже цены открытия торгов - в этом случае на графике они меняются местами.

    Столбиковый график можно дополнить диаграммами показателя объема торгов. Для данных табл. 4.13 получим графический образ, представленный на рис. 4.13.


    Рис. 4.13.

    Поскольку график дополняется диаграммами, показывающими объемы торгов, то он имеет две вертикальные масштабные шкалы: слева находится шкала для показателя объема торгов, справа - для котировок акций.

    График "ящики с усами" также можно дополнить диаграммами показателя объема торгов (рис. 4.14).


    Рис. 4.14. Биржевой график "ящики с усами" с диаграммой объемов торгов

    В современных статистических пакетах прикладных программ для графического представления статистической информации предлагается особый вид графиков - пиктографики.

    Пиктографики составляются для каждого наблюдения, они имеют вид графических объектов (определенных символов) со многими элементами. Значения показателей соответствуют свойствам или размерам элементов пиктографика. С изменением значений показателей при переходе от одной единицы наблюдения к другой внешний вид пиктограммы меняется. Таким образом возникает возможность визуально классифицировать наблюдения по однородным группам.

    Предположим, что имеется совокупность 10 промышленных предприятий, характеризующихся следующими показателями (табл. 4.14).

    Таблица 4.14. Экономические показатели деятельности промышленных предприятий (данные условные)
    Номер предприятия Рентабельность, % Удельный вес рабочих в составе промышленного производственного персонала, % Коэффициент сменности оборудования Удельный вес потерь от брака, % Фондоотдача на 1 руб. фондов Среднегодовая численность промышленного производственного персонала, чел. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, млн. руб. Оборачиваемость нормируемых оборотных средств, дн. Оборачиваемость ненормируемых оборотных средств, дн. Непроизводственные расходы, млн. руб.
    1 13,28 0,80 1,14 0,27 1,07 1 257 50,79 80,12 22,46 18,20
    2 22,31 0,80 1,85 0,38 2,45 1 687 58,12 80,12 22,37 38,45
    3 15,27 0,78 1,14 0,26 1,14 1 588 44,20 80,45 21,74 22,13
    4 12,99 0,79 1,33 0,28 1,05 1 696 44,57 68,17 20,11 24,56
    5 25,78 0,78 1,74 0,29 2,12 1 804 51,43 70,82 20,37 46,75
    6 28,47 0,79 1,90 0,30 2,09 1 512 53,96 73,47 21,38 38,16
    7 12,97 0,80 1,16 0,35 1,03 1 499 57,58 76,12 21,52 24,58
    8 23,47 0,81 1,86 0,32 2,11 1 403 65,34 78,77 23,58 41,78
    9 10,47 0,81 1,17 0,33 0,87 1 451 59,34 81,42 22,47 22,79
    10 13,58 0,82 1,23 0,32 0,97 1 327 57,83 84,07 23,17 22,47

    Проанализируем имеющуюся информацию графически с помощью пиктографиков.