Windows 10

Основные методы ведения информационного противоборства. Информационное противодействие — как эффективный метод борьбы с терроризмом Что относится к объектам информационного противоборства

2.2. Контрпропаганда как психологическое средство усиления и нейтрализации информационно-пропагандистского воздействия

Контрпропаганда и пропаганда также тесно связаны между собой как разведка и контрразведка. Они могут выступать как два самостоятельных средства и как единое средство системы политической коммуникации. В последнем случае контрпропаганда является составным элементом пропаганды, защищающим пропаганду от возможных контраргументов противника (оппонента) и усиливающим её психологическое воздействие на массовое сознание. В качестве примера приведём листовку «Румыны венгерской армии», распространяемую советскими спецпропагандистами в 1942 г. среди военнослужащих венгерской армии румынского происхождения. Вот её текст:

«Мы — два трансильванских румына попали в плен к русским. Мы задали себе вопрос: «Что плохого нам сделали русские?». И ответили: «Ничего». Это Гитлер и Антонеску сделали нам плохо, отдав Северную Трансильванию в руки венгров. В лагере с нами обращаются хорошо. Уж лучше воевать против венгров, чем против русских. Сдавайтесь в плен и вернётесь живыми к своим семьям!» .

Элементами контрпропаганды, призванными усилить психологическое воздействие и нейтрализовать возможные контраргументы противника об адских муках пребывания в советском плену являются две фразы: «Мы - два трансильванских румына попали в плен к русским» и «В лагере с нами обращаются хорошо». Сильной стороной листовки является то, что она составлена как свидетельство (этот приём специфического внушения мы разбирали в разделе 2.1.) двух очевидцев о хороших условиях пребывания в советском плену. А опровергать рассказ очевидцев всегда тяжело. Более сильным видом контрпропаганды в пропагандистском воздействии на противника является обратный отпуск пленных по своим воинским частям и их личные свидетельства о хороших условиях пребывания в плену. Этот приём часто использовали советские спецпропагандисты во время Второй Мировой войны.

Условно контрпропаганду можно разделить на наступательную и оборонительную. К наступательной контрпропаганде, с точки зрения автора данной работы, относятся: негативная реклама, чёрный PR, использование слухов, анекдотов, эпиграмм, прозвищ, кличек, псевдонимов.

Наступательная контрпропаганда построена по принципу асимметрии и использует против противников (оппонентов) непредсказуемые и, на первый взгляд, абсурдные действия. Основная цель наступательной контрпропаганды - нанесение ударов по противнику на его собственной территории. Рассмотрим основные приёмы наступательной контрпропаганды, используемые в психологической войне и избирательных технологиях:

«Ловушка» . Состоит в заманивании противника (оппонента) на то информационное поле, где потом по нему будет наноситься удар. Идя вслед, противник не понимает, что он попал на «заминированное поле». Данный приём был успешно применён «телекиллером» С. Доренко против Ю. М. Лужкова и Е. М. Примакова - лидеров блока «Отечество - Вся Россия».

Политическая пропаганда, являясь неотъемлемой частью системы политической коммуникации, представляет собой специфический информационный процесс, направленный на эмоционально-волевую сферу массового сознания. Эффективность психологического воздействия пропаганды определяется не столько разнообразием и совершенством её форм и технологий, сколько психологическими особенностями массового сознания, среди которых можно выделить:

* Блокирование иной точки зрения;

* Эмоциональность;

* Чёрно-белая картина мира;

* Активный поиск врагов;

* Внушаемость;

* Стереотипность и образность мышления.

По своей природе политическая пропаганда тоталитарна, ибо, как и массовое сознание, не приемлет иную точку зрения. Альтернативная пропаганде информация опровергается, а её источник различными способами дискредитируется с помощью контрпропаганды.


3.
4.

© Составитель: М.В. Киселёв, 2004 г.

Не стоит путать определение информационной войны и информационного противоборства. Под информационным противоборством понимается борьба в информационной сфере, которая предполагает комплексное деструктивное воздействие на информацию, информационные системы и информационную инфраструктуру противоборствующей стороны с одновременной защитой собственной информации, информационных систем и информационной инфраструктуры от подобного воздействия. Конечной целью информационного противоборства является завоевание и удержание информационного превосходства над противоборствующей стороной.

В современной теории информационного противоборства следует выделить два вида информационного противоборства: информационно-техническое и информационно-психологическое.

· При информационно-техническом противоборстве главными объектами воздействия и защиты являются информационно-технические системы (системы связи, телекоммуникационные системы, системы передачи данных, радиоэлектронные средства, системы защиты информации и т. д.).

· При информационно-психологическом противоборстве главными объектами воздействия и защиты являются психика политической элиты и населения противостоящих сторон; системы формирования общественного сознания и мнения, принятия решений.

На практике также используются оба вида.


Информационные войны между странами: история и современность

История информационных войн берет свое начало с древних времен. Египет – первое государство, которое использовало эту огромную силу. Проигрывая во многих сражениях египтяне, тем не менее, успешно продолжали жить и развиваться в своей стране. Используя политику умиротворения, ублажения противника, культурного сотрудничества, древние жрецы добивались симпатии опасных для их страны государств.

Одно из первых задокументированных проявлений информационной войны было зафиксировано во время Крымской войны (1853-1856), когда сразу после Синопского сражения английские газеты в отчётах о сражении писали, что русские достреливали плававших в море раненых турок.



В XX и, особенно XXI веке, информационная война стала более эффективной. Существует немалое количество примеров, связанных с информационной войной. Нацисты – яркий пример выдающегося применения пропаганды. Йозеф Геббельс, рейхсминистр пропаганды и народного просвещения Третьего Рейха, показал своей деятельностью отличный пример изменения общественного сознания.

Холодную войну также можно отнести в поле воздействия информационных войн. Распад СССР был обусловлен не только желанием правящей элиты и экономических проблем, но и информационным воздействием стран Запада, которое привело к процессам распада СССР. В наше время подобных примеров еще больше чем в XX веке.

Возьмем США. Все мы прекрасно знаем, какое силовое и информационное воздействие они оказывают на Ирак и другие государства. Правительством тратятся огромные средства на создание различных политических материалов с целью привлечения населения к поддержке США, спешу заметить, что такие методы США применяет не только в Ираке, но в ряде и других государств.

Другим примером современной информационной войны может служить конфликт, который произошел между Палестиной и Израилем.

В настоящее время превосходство на мировой арене обеспечивается, в первую очередь, не за счет военной техники и живой силы противника, а благодаря информационным войнам. Поэтому так важно создать внутри государства информационный щит, способный защитить от пагубного воздействия информационной атаки противника.


Информационное противостояние в современных военных конфликтах на примере грузино-осетинского конфликта, Ирака, Ливии и Сирии

Сирия

Возьмем информационную кампанию, развернувшуюся вокруг Сирии. Отбросим сейчас всю политическую и геостратегическую составляющую этого конфликта. Рассмотрим только информационную войну. Что мы видим в этой кампании? Все масс-медиа поделилась на два лагеря, лагерь за Асада и против Асада, и все бы шло по плану Запада, если бы не одно но.

Осенью 2005 года на глобальный рынок масс-медиа вышла российская телекомпания Russia Today, а уже в 2012 Хилари Клинтон объявила телеканал Russia Today личным врагом Америки. Что же такое случилось, что столпы демократии испугались какого-то российского телеканала? А случилось то, что Россия стала брыкаться в этой информационной войне. Российская власть стала создавать свои крупные информационные калибры и бить из них. На примере Сирии это выразилось в том, что именно Russia Today показывал зверства боевиков. Показал на весь мир, как они едят сердца солдат армии Асада на поле боя, или, например, устраивают публичные казни. Показал не абы где, а в логове Империи добра, в США. А далее, по всему миру, на нескольких десятках языков. Америка была в шоке. Простые американцы начали возмущаться, они же считают себя воинами света, а воин света, по их мнению, не ест внутренности врага. Начались протесты. В Великобритании, из-за давления общественного мнения, парламент проголосовал против войны в Сирии. Мы, россияне, выиграли войну за общественное мнение на территории противника по Сирийскому вопросу. Во многом благодаря этой маленькой победе на информационном поле и стойкости российского руководства, удалось пока остановить крупную войну на Ближнем Востоке.

Ливия

В первые дни войны расстановка сил была равная, победа Каддафи зависела только от стойкости его сторонников. Чем дольше они держались бы, тем больше в мире росло уважение к их лидеру, а коалиция теряла даже намек на моральную правоту.

Однако это продолжалось недолго. Хочу также заметить, что информационная подготовка Запада была довольно хаотична, только после продолжительных боевых действий удалось - таки придумать всевозможные мифы:

· Об авиации Каддафи, которая бомбит мирные города (никаких воронок от бомб показано не было);

· Об артиллерии Каддафи, которая в упор расстреливает мирные демонстрации (этого никто не видел, но кто-то слышал звуки, похожие на пушечные выстрелы);

· О 50 тысячах африканских наемниках, которые устроили террор против ливийцев (на самом деле половина населения страны – негроиды);

· Об Израиле, который якобы, прислал этих самых наемников (тут все понятно – желание настроить против Каддафи арабский мир);

· О подрывах людьми полковника резервуаров с нефтью (в течение всей революции нефтяная ливийская промышленность функционировала практически бесперебойно);

· О сыне Каддафи Сейфе, который, якобы, переметнулся на сторону оппозиции (было сразу же опровергнуто самим сыном);

· Наконец, испытанная «песня» о химическом оружии (про это постеснялись долго говорить).

Ирак

Сегодня многие политические деятели за рубежом, равно как и в самих США, признают, что политика США в Ираке потерпела крах. Причиной этого краха отчасти стала неудачная информационная война, которую Вашингтон вел против этой страны. Поражение США в информационной войне в Ираке обусловлено, прежде всего, двумя моментами: неподготовленностью Соединенных Штатов к ведению информационной войны после окончания боевых действий и грубыми просчетами, допущенными американской администрацией при проведении своей политики в послевоенный период.

Основной ошибкой явилось то, что министерство обороны США при планировании послевоенного восстановления Ирака взяло за образец период оккупации Японии после второй мировой войны, но при этом абсолютно не приняло во внимание культурные, национальные, религиозные и политические особенности Ирака. Не было учтено и коренное отличие ситуации в послевоенном Ираке от ситуации в послевоенной Японии.

· Во-первых, Ирак, в отличие от Японии, не являлся страной-агрессором;

· Во-вторых, международные и арабские СМИ изначально выступали против оккупации Ирака американскими ВС и создавали негативный образ США;

· В-третьих, иракцы не смирились с поражением, в стране появилось большое количество повстанческих группировок, которые пользовались большей поддержкой у мирного населения, чем коалиционные силы;

· В-четвертых, иракское общество, в отличие от японского, не однородное, а разделено на многочисленные племенные, клановые и религиозные группы, что значительно затрудняло оказание психологического и информационного воздействия на население. Кроме того, контакт с населением затруднял религиозный фактор. В частности, повстанцы использовали в своей агитации положение Корана о том, что правоверный мусульманин не должен подчиняться власти правителя-немусульманина.

Отсутствие учета этих факторов привело к тому, что американцы не сумели своевременно приступить к осуществлению информационно-психологического воздействия на иракское население, в результате чего иракским агентам, особенно в южной части страны, удалось до некоторой степени заполнить информационный вакуум. Кроме того, пренебрежение американцами культурными и религиозными особенностями страны привело к недооценке ситуации и ошибкам, которыми с успехом воспользовались иракские повстанцы.

Таким образом, необходимо отметить, что американское военное командование еще на стадии планирования операции по установлению своего влияния в послевоенном Ираке допустило ряд грубых просчетов, в частности практически не был принят во внимание культурно-религиозный фактор. При этом сама подготовка и планирование операции проводились на крайне низком уровне. Кроме того, после окончания боевых действий временная американская администрация в Ираке в борьбе за «умы и сердца» иракцев также допустила ряд серьезных ошибок при проведении своей политики в информационной сфере, которыми воспользовались повстанцы для усиления своего влияния на иракское население. В результате подобных ошибок доверие к временной администрации, а впоследствии и к новому иракскому правительству было подорвано. В условиях же вспыхнувших после свержения С.Хусейна разнообразных религиозных и национальных конфликтов и активной террористической деятельности повстанцев влияние США на население Ирака была сведено практически к нулю.

ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ

Заливанский Борис Васильевич
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных технологий


Аннотация
Статья посвящена проблеме информационного противодействия проявлениям экстремизма в современном российском обществе. Исследуются основы информационного противодействия экстремизму. Раскрываются понятия экстремизма и терроризма, приводятся причины, обуславливающие их проявление в современных условиях. Выявляются факторы, снижающие эффективность антиэкстремистских мероприятий. Предлагаются направления оптимизации деятельности по информационному противодействию экстремизму.

TECHNOLOGIES OF INFORMATION COUNTERACTION TO EXTREMISM

Zalivansky Boris Vasilevich
Belgorod State National Research University
PhD in Social Science, Assistant Professor of the Social Technologies Department


Abstract
Article is devoted to a problem of information counteraction to manifestations of extremism in modern Russian society. Bases of information counteraction to extremism are investigated. Concepts of extremism and terrorism reveal, the reasons causing their manifestation in modern conditions are given. The factors reducing efficiency of anti-extremist actions come to light. The directions of optimization of activity on information counteraction to extremism are offered.

К началу XXI века одной из серьезных проблем социального развития глобального характера стала необходимость организации противодействия экстремизму и терроризму во всех многочисленных формах их проявления. Возрастающие угрозы террористического воздействия на общество, наряду с естественными, в первую очередь, природными и антропогенными факторами возникновения катастроф и чрезвычайных ситуаций, подтверждают тот факт, что современная цивилизация подвержена значительным рискам, способным нести угрозу ее развитию

В современной России, как и в остальных странах мира, рост террористической угрозы возрастает на фоне распространения различных видов экстремизма (политического, этнического, религиозного), представляющего существенную опасность для интересов, как отдельной личности, так и общества в целом.

Вследствие формирования и развития информационного общества не только в нашей стране, но и на глобальном уровне всё более динамично развивается крайняя форма экстремизма – терроризм. Значительные темпы внедрения информационно-коммуникационных технологий в различные сферы жизнедеятельности, развитие компьютеризации и информатизации неизбежно ведут к созданию единого мирового информационного пространства, включающего в себя совокупность технологий коммуникационного обмена, а также сбора, накопления, обработки, обмена и хранения информации. В Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации , утверждённой Президентом 5 октября 2009 года, распространение идей терроризма и экстремизма через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и средства массовой информации названо одним из основных факторов, способствующих возникновению и распространению терроризма в Российской Федерации. К основным мерам информационного противодействия терроризму относятся информационно-пропагандистские меры. Это меры по выявлению сущности и проведению разъяснительной работы об опасности терроризма, осуществлению воздействия на граждан и их группы с целью формирования у них неприятия насильственной идеологии и привлечения их к участию в противодействии экстремизму и терроризму.

С учетом изложенного одной из важнейших задач органов государственной власти по противодействию экстремизму, наряду с выявлением и устранением причин и условий, способствующих распространению преступлений экстремистского и террористического характера, предупреждением и пресечением действий, экстремистских и террористических действий, является активизация противодействия распространению идеологии терроризма и информационно-пропагандистского обеспечения проведения антитеррористических мероприятий.

Проблема организации эффективного информационного противодействия терроризму и экстремизму находится в центре внимания современных специалистов в сфере национальной безопасности. В частности, общетеоретические аспекты экстремизма и терроризма, их генезис, типы, формы проявления достаточно полно рассмотрены в трудах А.В. Джиоева , О.Н. Писаренко , А.Н. Смертина . Психологические аспекты экстремизма и терроризма исследовались Д.С. Безносовым, Л.Г. Почебут .

Большой вклад в осмысление направлений информационного противодействия терроризму и экстремизму внесли российские ученые Ю.Д. Денисов , В.А. Диль , А.А. Косовец , В.В. Котенко .

В то же время проблема организации эффективного информационного противодействия терроризму и экстремизму, в особенности, на региональном уровне остается недостаточно изученной.

В последнее время в мире отмечается существенный рост числа межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Россия прочно интегрировалась в мировое сообщество, а, следовательно, российское общество теперь намного восприимчивее как к положительным, так и к негативным общемировым тенденциям, в том числе и к экстремистским настроениям.

По мнению современных исследователей, экстремизм, проявляющийся в различных формах, представляет серьёзную угрозу национальной безопасности России. При этом национальный, политический и религиозный экстремизм создаёт условия для возникновения конфликтов и непосредственно угрожает федеративному устройству страны. В ряде российских регионов отмечены попытки раскола по национальному и конфессиональному признаку, дестабилизации социально-политической ситуации. В этой связи разработка эффективной политики противодействия экстремизму и терроризму на государственном уровне, определение мер профилактики этих негативных явлений в условиях конкретного субъекта РФ представляется важнейшей задачей.

В современной исследовательской литературе можно встретить различные определения экстремизма:

1) как одной из форм отчуждения, и прежде всего отчуждения от культуры, базовых ценностей, культурных традиций ;

2) как способа выражения крайних взглядов и совершение насильственных действий ;

3) как характеристики психоэмоциональных структуры человека и состояний индивида ;

4) как побочного продукта экстремального (природно-стихийного) развития ситуации .

Интересен подход современных авторов, трактующих экстремизм как трансграничное состояние между радикализмом и терроризмом. Если экстремизм – крайность, то терроризм – крайность крайности, выступающая, скорее, логическим, но необязательным развитием экстремизма. Таким образом, экстремизм лишь с определенной степенью вероятности способен перерасти в терроризм. В то же время, экстремизм может замкнуться в сфере идеологических абстракций, тогда как терроризм – практическое явление социально-политического характера, имеющее собственную идеологическую основу. Экстремизм может служить почвой (как идеология, социальная база и т.д.) для терроризма. Точно так же, как и другая, более «мягкая», дефиниция – радикализм может потенциально траснформироваться в экстремизм.

Учитывая, что отличительной чертой современного экстремизма и терроризма является способность к быстрому видоизменению и выработке новых форм и путей деятельности, важнейшее значение имеет информационная составляющая противодействия этим негативным явлениям. Экстремисты все чаще используют современные механизмы формирования экстремистских движений – зачастую те группировки, которые совершают преступления экстремального толка, складываются через Интернет, идет поиск единомышленников в соответствующих блогах . В современном мире ни отдельной личности, ни тем более социальной группе практически невозможно отказаться от электронных СМИ как своеобразного социального наркотика .

Информационное противодействие экстремизму и терроризму представляет собой деятельность по вскрытию сущности и разъяснению опасности экстремизма и терроризма, оказанию воздействия на граждан (группы граждан) с целью воспитания у них неприятия идеологии насилия и привлечения их к участию в противодействии терроризму. Такая деятельность включает в себя и сбор, накопление, систематизацию, анализ, оценку информации об угрозах экстремистских проявлений и террористических актов, обмен ею и выдачу ее потребителям такой информации. Организация борьбы с экстремизмом и терроризмом, как уже отмечалось, должна осуществляться на основе комплексного подхода к анализу причин возникновения и распространения этих негативных явлений, к выявлению субъектов экстремистской и террористической деятельности, и обеспечению субъектов противодействия экстремизму и терроризму информационными ресурсами, включающими современные аппаратно-программные комплексы.

Идеология терроризма и экстремизма – сложный феномен, требующий методологии междисциплинарного исследования и выработки системных практик по противодействию данной идеологии. Ведь идеология терроризма и экстремизма, реализуясь в области массового сознания, предполагает воздействие на определенные социальные группы, активное формирование таких групп. С этой целью используются, в том числе, и массовые коммуникации. Необходимо отметить, что противодействие экстремизму и терроризму исключительно силовыми методами МВД, ФСБ и прокуратуры невозможно. Эта задача требует целого комплекса организационных, правовых, профилактических, воспитательных мероприятий, совершенствования взаимодействия государственных органов и общественных организаций. Применительно к практикам противодействия экстремизма и терроризма целесообразно организовать системную работу по информированию различных социальных групп о сути этой идеологии, о её негативных следствиях; специальной системной деятельности по социальной профилактике, социальной терапии и социальной реабилитации

Среди проблем, снижающих эффективность информационного противодействия экстремизму и терроризму, можно выделить: недостаточную проработанность механизма мониторинга региональной ситуации; низкую эффективность использования потенциала СМИ и Интернет-каналов информации в процессе профилактики и противодействия экстремистским и террористическим проявлениям; слабую «адресность» мероприятий по информационному противодействию экстремизму и терроризму; пассивность негосударственных структур в процессе обеспечения общественной безопасности.

Комплексный подход к организации противодействия экстремизму на региональном уровне может быть реализован в рамках проекта. Целью проекта является повышение эффективности мероприятий по информационному противодействию терроризму и экстремизму в регионе. В качестве основных направлений реализации проекта можно выделить: диагностику региональной ситуации, определение специфических характеристик экстремизма на уровне субъекта РФ; формирование системы «адресного» противодействия экстремизму; обеспечение эффективного взаимодействия субъектов противодействия экстремизму; организацию эффективного взаимодействия со СМИ; эффективное использование экономических и кадровых ресурсов.

В рамках реализации данных направлений представляется необходимым в целях формирования системы «адресного» противодействия экстремизму и терроризму:

а) организовать проведение ежегодной диагностики региональной специфики проявлений экстремизма и терроризма, включающей установление причин, условий и факторов, стимулирующих развитие экстремизма, динамику его проявлений; определение объектов воздействия экстремистских организаций и лидеров; анализ состава, структуры экстремистских группировок, организаций, лидеров, активистов, их «уличного людского ресурса», способного спровоцировать массовые беспорядки;

б) на основе проведенной диагностики разработать систему мероприятий «адресной» профилактики среди групп, наиболее подверженных негативному влиянию экстремистов, в частности для молодежи необходимо:

  • разработать региональную целевую программу, направленную на профилактику экстремистских проявлений в молодежной среде;
  • создать тематический Интернет-ресурс, посвященного проблемам профилактики экстремистского поведения.

Реализация проекта позволит:

1) получить объективное представление о причинах, условиях и факторах, стимулирующих развитие экстремизма в регионе; группах выступающих объектом воздействия экстремистских организаций и лидеров; составе, структуре экстремистских группировок, организаций, лидеров, активистов, их «уличном людском ресурсе», способном спровоцировать массовые беспорядки;

2) четко сориентировать мероприятия по информационному противодействию экстремизму и терроризму на конкретные организации, группировки экстремистского толка, а по профилактике – на конкретные социальные группы;

3) перераспределить функции и задачи между службами и подразделениями органов внутренних дел, полицией, как по «вертикали», так и по «горизонтали», с целью устранения дублирования действий, направленных на противодействие экстремизму; привлечение негосударственных структур к процессу обеспечения общественной безопасности;

4) организовать социальную профилактику проявлений экстремизма с помощью социальной рекламы в СМИ;

5) задействовать инструменты экономического регулирования деятельности по противодействию экстремизму и терроризму (система оценки потерь от терроризма и расходов на борьбу с ним; корректировка моральной и правовой парадигмы защиты населения от терактов и компенсации потерь от них; механизм экспертной оценки эффективности мероприятий по противодействию экстремизму и терроризму);

  • Безносов Д.С., Почебут Л.Г. Психологические аспекты экстремизма и терроризма // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2010. № 1.
  • Денисов Ю.Д. Противодействие экстремизму в сети Интернет // Законность. 2009. № 06.
  • Диль В.А. Тенденции развития современного экстремизма: молодежный и информационный экстремизм // Известия Томского политехнического университета. 2009. Т. 314. № 6.
  • Косовец А.А. Терроризм как объект противодействия в системе обеспечения информационной безопасности: международные и организационно-правовые аспекты // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2011. № 3.
  • Котенко В.В. Стратегия оценки эффективности информационного противодействия угрозам терроризма // Информационное противодействие угрозам терроризма. 2010. № 14.
  • Козин Н.Г. Природа русского раскола. URL: http://waucongress.narod.ru/Kozin.htm (дата обращения: 12.03.2014).
  • Агутин А.В., Степанов С.Н. К вопросу о понятии уголовно-процессуальной деятельности в досудебном производстве по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности // Пробелы в российском законодательстве. 2009. № 1.
  • Красиков В.И. В экстриме. Междисциплинарное философское исследование причин, форм и паттернов радикального сознания. М., 2006.
  • Совкова И.Ю. Деструктивное поведение личности в кризисных ситуациях служебной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2003. №1 (19).
  • Епифанцев В.А., Сочнев Д.В. Государственная система противодействия экстремизму в условиях современного российского общества // Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов. М., 2010.
  • Бабинцев В.П., Заливанский Б.В., Самохвалова Е.В. Этнический экстремизм в молодежной среде: диагностика и перспективы преодоления // Мир России. № 1. 2011.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4 (7-8)/1997, стр. 18-22

    О способах и формах ведения информационной борьбы

    Полковник С.А.КОМОВ ,

    кандидат технических наук, профессор АВН

    Статья посвящена одному из важнейших аспектов теории и практики информационной борьбы - способам и формам ее ведения при подготовке и в ходе боевых действий. Автор, творчески развивая свои идеи, делает попытку теоретического обобщения и систематизации известных примеров ведения информационной борьбы в войнах и конфликтах XX века, предлагает условные наименования способов и кратко формулирует их идею.

    СТАНОВЛЕНИЕ отечественной теории информационной борьбы в настоящее время сопряжено с объективными трудностями, связанными с неоднозначностью толкования различными научными коллективами и отдельными учеными ее генезиса, предмета исследования, структуры и содержания. Доминируют, как правило, два основных подхода. При первом, базирующемся на идее информационного оружия, проблема сужается до рамок так называемой компьютерной борьбы.

    Второй подход, сторонником которого является автор, основан на трех принципиальных положениях. Во-первых, информационная борьба рассматривается как непреходящее явление, присущее человеческому обществу с момента его возникновения. Во-вторых, современный феномен внезапной актуализации этой проблемы объясняется резким повышением эффективности информационной борьбы вследствие формирования глобального трансконтинентального информационного пространства. В-третьих, теория информационной борьбы рассматривается как наука, аккумулирующая все выработанные человечеством знания о закономерностях, принципах, формах, способах и средствах завоевания информационного превосходства над противником, в том числе и с помощью информационного оружия. При этом в ее структуру и содержание должны быть включены не только эмпирические сведения и теоретические построения, касающиеся информационного и радиоэлектронного оружия, а также способов его применения в современной войне, но и обобщенный богатейший военно-исторический опыт организации и ведения информационной борьбы.

    Под способами информационной борьбы в дальнейшем будем понимать порядок и приемы применения сил и средств объединения (соединения, части, подразделения) для захвата и удержания информационного превосходства над противником при подготовке и в ходе боевых действий.

    Способы информационной борьбы включают: вид и последовательность информационных воздействий на противника; объекты воздействий; состав сил и средств, выделяемых для ведения информационной борьбы, их оперативное построение (боевой порядок). Содержание способов отличается большим разнообразием. Последнее связано с тем, что одна и та же информация может быть сформирована и доведена до органов управления с помощью различных сил и средств.

    Все способы информационной борьбы, на наш взгляд, делятся на три основные категории: силовые, интеллектуальные и комбинированные.

    К категории силовых относятся способы, основанные на поражении объектов информационной борьбы различными видами оружия (обычного, радиоэлектронного, информационного). Применение силовых способов позволяет достичь информационного превосходства в количестве информации, необходимой для решения задач управления войсками (силами). Интеллектуальные способы нацелены на реализацию рефлексивного управления противником. Их применение позволяет достичь информационного превосходства в качестве информации, используемой для управления войсками (силами). К комбинированным относятся способы, обеспечивающие достижение информационного превосходства как в количестве, так и в качестве информации об обстановке.

    Кроме того, в информационной борьбе (по аналогии с вооруженной) можно выделить две основные группы способов: наступательные и оборонительные.

    К группе наступательных отнесем следующие способы: блокирование, отвлечение, сковывание, изматывание, инсценировку, дезинтеграцию, умиротворение, устрашение, провоцирование, перегрузку, внушение и давление.

    Способ блокирования информации относится к категории силовых способов информационной борьбы. Его сущность состоит в том, что на этапе подготовки и в ходе боевых действий путем проведения комплекса мероприятий информационного противодействия полностью или частично воспрещается добывание (сбор) информации об обстановке и обмен информацией в системах управления войсками и оружием противника. Для реализации этого способа активно применяется огневое, радиоэлектронное и информационное поражение (подавление) элементов систем управления войсками (силами) и оружием противника.

    В оперативном масштабе этот способ успешно применялся при подготовке и в ходе контрнаступления и окружения немецких войск под Сталинградом (ноябрь 1942 года - февраль 1943 года). Информационное противодействие осуществлялось главным образом путем блокирования информации взаимодействия помехами, которые создавались специально выделяемыми для этих целей радиостанциями. Тем самым был нарушен обмен информацией между окруженной 6А и группой армий «Дон». Наибольшего размаха применение этого способа достигло при проведении операции «Буря в пустыне» (1991 год), когда для его реализации массированно применялись крылатые ракеты, управляемое авиационное оружие, силы и средства РЭБ. Предполагается, что именно здесь для решения боевых задач впервые было использовано информационное оружие. По-видимому, закупленные Ираком у Франции ЭВМ, входящие в состав системы управления войсками и оружием ПВО, содержали специальные управляемые «электронные закладки», предназначенные для блокирования информации управления. В результате их активизации с началом боевых действий иракская сторона не смогла отразить удары средств воздушного нападения по своей территории.

    Способ отвлечения внимания заключается в том, что на этапе подготовки боевых действий путем проведения комплекса мероприятий информационного противодействия стремятся создать реальную или мнимую угрозу для одного из уязвимых мест противника (на флангах, в тылу и т.д.) и тем самым убедить его в своем намерении действовать на одном из возможных направлений с целью отвлечь главные силы противника на решение второстепенных задач. Наиболее впечатляющих результатов удалось добиться союзным войскам, применившим этот способ в Нормандской десантной операции (1944 год). Немецкое командование было настолько дезориентировано относительно направления главного удара в операции «Оверлорд», что ему после начала вторжения понадобилось более 15 часов для осмысления ситуации и принятия первых контрмер.

    Способ сковывания сил противника является разновидностью способа отвлечения. При его применении у противника создается убеждение в наличии угрозы для одного из его уязвимых мест, предотвращение которой требует выделения части сил и средств. Так, осенью 1943 года в ходе Киевской наступательной операции войска 1-го Украинского фронта частью сил форсировали Днепр к северу от Киева. Оказывая упорное сопротивление, они поддерживали противника в заблуждении, что направление главного удара войск фронта проходит через этот участок, и таким образом сковывали там мощную группировку немецких войск. В то же время советское командование организовало успешную переправу через Днепр основных сил на южном участке фронта, что позволило освободить Киев ценой относительно небольших потерь.

    Способ изматывания заключается в проведении комплекса мероприятий информационного противодействия с целью вынудить противника предпринять невыгодные или бесполезные действия и, как следствие, вступить в бой с растраченными ресурсами и пониженной боеспособностью. При этом могут проводиться ограниченные боевые или отвлекающие действия.

    Сущность способа инсценировки состоит в том, что на этапе подготовки боевых действий путем проведения комплекса мероприятий информационного противодействия противнику навязывается представление о наличии ложной угрозы для одного из его уязвимых мест (в тылу, на флангах и т.д.), предотвращение которой не требует выделения сил и средств. Это делается с той целью, чтобы противник заметил обман и его бдительность была бы усыплена. При возникновении настоящей угрозы он также примет ее за ложную и не сможет действовать в соответствии с реальной обстановкой.

    Способ дезинтеграции (раскола) чаще применяется в дипломатии, чем в военном деле. Между тем в современных условиях вооруженные силы нередко используются в качестве аргумента, необходимого для решения политических задач в межгосударственных конфликтах. Реализация способа заключается в проведении комплекса мероприятий информационного противодействия, позволяющих навязать противнику представление о необходимости действовать вопреки коалиционным интересам. В этих целях может использоваться дезинформирование общественного мнения, а также формирование ложных представлений о военно-политической обстановке у глав государств, участвующих в конфликте. Кроме того, могут проводиться мероприятия, способствующие обострению реально существующих или искусственно формируемых противоречий в стане врага с целью снизить его военную и экономическую мощь. Именно такой вариант дезинтеграции применяли в ходе Второй мировой войны союзники СССР по антифашистской коалиции, затягивавшие открытие второго фронта, чтобы использовать мощь Красной Армии для освобождения европейских стран от немецко-фашистской оккупации и сохранить при этом свой оборонный потенциал.

    Способ умиротворения применяется для навязывания противнику представления о нейтральной или союзнической позиции противостоящей стороны. Сущность способа заключается в проведении комплекса мероприятии информационного противодействия, основной целью которых является создание у противника впечатления о том, что осуществляется не подготовка к боевым действиям, а плановая оперативная (боевая) подготовка или какие-либо иные мероприятия. Противник должен увериться в дружеских или мирных намерениях противостоящей стороны и потерять бдительность. Втайне же планируется и готовится нападение на него при первом удобном случае. Ярким примером применения этого способа может служить подготовка нападения фашистской Германии на СССР.

    Способ устрашения противника реализуется путем доведения до него информации, создающей представление о превосходстве в чем-либо противоборствующей стороны, которого на самом деле может и не быть.

    Способ провоцирования противника имеет целью побудить его к осуществлению каких-либо действий, выгодных противоположной стороне. Так, во время Второй мировой войны американская разведка обнаружила, что в радиосообщениях японцев часто повторяется аббревиатура AF. Была выдвинута гипотеза о том, что этот код относится к островам Мидуэй. Для выяснения истины было решено послать с островов Мидуэй телеграмму на английском языке о том, что там неисправна система водоснабжения. Вскоре американская разведка перехватила телеграмму японцев с сообщением, что на AF отсутствует питьевая вода. Гипотеза подтвердилась.

    Способ перегрузки заключается в том, чтобы на этапе подготовки и в ходе боевых действий довести до противника такое количество противоречивой информации, которое перегружает его систему управления и вынуждает принимать и реализовывать решения в условиях повышенной неопределенности обстановки.

    Способ внушения основан на формировании и последующем использовании информационного стереотипа поведения противостоящей стороны. Для этого на этапе подготовки и в ходе боевых действий путем проведения комплекса мероприятий информационного противодействия до сведения противника доводится информация, обладающая юридической, нравственной, идеологической или иной силой, побуждающей его к осуществлению каких-либо действий, выгодных противостоящей стороне.

    Так, во время Второй мировой войны в Великобритании вышла книга на немецком языке под названием «Нострадамус пророчествует о ходе войны». Она, в частности, содержала информацию о якобы существующем пророчестве Нострадамуса о неминуемом убийстве Гитлера. Эту книгу распространили в Германии, надеясь деморализовать суеверных немцев.

    Способ давления основан на доведении до общественного мнения порочащих противника сведений, вынуждающих государственные, межгосударственные, общественные и иные организации предпринимать действия, затрудняющие реализацию его замыслов. В основном этим способом вело информационную борьбу правительство сепаратистов в ходе чеченского конфликта.

    К группе оборонительных можно отнести способы деблокирования и отождествления.

    Способ деблокирования информации предполагает проведение комплекса мероприятий информационной защиты в целях получения скрываемой или модифицированной противником информации. При этом могут применяться все возможные методы, силы и средства, вплоть до проведения широкомасштабных боевых действий.

    Способ отождествления основан на проведении комплекса мероприятий информационной защиты, обеспечивающего сбор и сопоставление информации об одном и том же факте (явлении) от различных источников, что позволяет выявить и блокировать дезинформацию, распространяемую противником.

    Основными формами ведения информационной борьбы являются информационное воздействие, информационная атака, информационное сражение и информационная операция.

    Информационное воздействие - организованное применение сил и средств информационной борьбы для решения задач по завоеванию (поддержанию) информационного превосходства над противником.

    Информационная атака - совокупность активных информационных воздействий сил и средств отдельных подразделений на элемент или группу элементов информационных систем противника в целях решения частных тактических задач информационной борьбы.

    Информационное сражение - совокупность различных информационных воздействий и атак, объединенных общим замыслом, проводимых специально выделенными силами и средствами и направленных на решение одной оперативной задачи информационной борьбы.

    Информационная операция - совокупность согласованных по цели, задачам, месту и времени информационных воздействий, атак и сражений, проводимых по единому замыслу и плану для решения задач информационной борьбы на театре военных действий, стратегическом или операционном направлении.

    Для достижения целей информационных воздействий, атак, сражений и операций будет применяться вся совокупность способов информационной борьбы.

    В заключение следует отметить, что глобальная информатизация общества уже в ближайшем будущем может привести к смещению акцентов в сторону более широкого применения современного информационного оружия в ходе информационной борьбы. Это обстоятельство, не меняя сути рассмотренных способов, должно существенно обогатить их содержание и резко повысить эффективность решения задач боевых действий в целом.

    Военная мысль. - 1996. - №3. - С.67-70.

    Черешкин Д.С, Смолян Г.Л., Цыгичко В.Н. Реалии информационной войны//3ащита информации. Конфидент. - 1996. - №4. - С.9-12.

    Ефимов А.И., Лукашкин А.Н. Проблемы безопасности программного обеспечения военной техники//3арубежное военное обозрение. - 1994. - №3. - С.16-18.

    Фараго Л. Игра лисиц: Эпизоды агентурной борьбы. - М.: Международные отношения, 1979. - С. 273.

    Зенгер X. фон. Стратагемы: О китайском искусстве жить и выживать: Знаменитые 36 стратагем за три тысячелетия: Пер.с нем. - М.: Изд.гр. «Прогресс», «Культура», 1995. - С.ЗОЗ.

    Там же. - С.223.

    Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

    В результате последовательных действий сил правопорядка в России удалось снизить остроту террористических угроз. Теперь можно говорить о том, что бандподполье освобождено от одиозных личностей и не способно на масштабные акции. Принятые решения о формировании принципиально новой системы противодействия терроризму во главе с Национальным антитеррористическим комитетом (НАК, Комитет) дают свои плоды . Но общий фон террористической активности в России остается еще на достаточно высоком уровне и всячески поддерживается силами международного терроризма.

    Зарубежный и отечественный опыт противодействия терроризму свидетельствуют о том, что силовые методы могут лишь на время устранить угрозу совершения террористического акта, но эта угроза будет сохраняться, пока существует система воспроизводства инфраструктуры терроризма. Ключевыми звеньями этой системы являются идеология терроризма и экстремизма, ее вдохновители и носители, а также каналы ее распространения .

    Поэтому одной из главных угроз, и это признают все наши партнеры по антитеррору, является идеология терроризма, распространяемая через Интернет, через проповеди духовенства под прикрытием ислама фундаментального толка, через неофициальные сектантские учебные заведения, лагеря подготовки террористов. Все это говорит о том, что идет напряженное информационное противоборство России с пропагандой терроризма, в рамках которого террористы путем активного воздействия на информационную сферу нашего государства стремятся решить свои преступные задачи, регенерировать свою инфраструктуру и вовлечь в свои ряды новых сторонников.

    Руководство страны всегда уделяло серьезное внимание проблеме информационного противодействия терроризму в Российской Федерации.

    Так, 19 февраля 2005 г. Президентом Российской Федерации В. В. Путиным был утвержден «План мероприятий по информационно-пропагандистскому сопровождению борьбы с терроризмом и обеспечению общественной безопасности». 7 апреля 2005 года в Комитете по культуре Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации были проведены парламентские слушания «Культура против терроризма. Законодательное обеспечение мобилизации культурного потенциала общества на борьбу с терроризмом». 6 июня 2006 г. состоялось совещание у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева «О взаимодействии с мусульманскими религиозными организациями».
    В июне 2007 г. на заседании НАК был рассмотрен вопрос «О состоянии и мерах по повышению эффективности противодействия идеологии терроризма», создана Межведомственная рабочая группа по противодействию идеологии терроризма (далее МРГ) и предложен комплекс системных мер организационного, правового и методологического характера по противодействию идеологии терроризма и экстремизма. Организована целенаправленная комплексная информационно-пропагандистская деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по противодействию терроризму.

    Целью деятельности является снижение до минимума уровня радикализации населения и создание условий для устранения предпосылок распространения террористической и экстремистской идеологии в нашей стране. Ее основные задачи:

    Формирование механизмов защиты информационного пространства и населения Российской Федерации от пропаганды терроризма и экстремизма;
    . совершенствование системы информационного противодействия терроризму, предусматривающей мобилизацию органов государственной власти, общественных организаций, научных, деловых и творческих кругов для реализации антитеррористических мер;
    . формирование социально-политических, правовых и иных основ для эффективного противодействия идеологии терроризма и экстремизма.

    Деятельность НАК по противодействию пропаганде терроризма, «радикализации» и рекрутированию носит общий, универсальный характер. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом особенностей обстановки в каждом регионе осуществляют разработку собственных планов (программ), в которых, в частности, предусматривается противодействие пропаганде терроризма по следующим основным направлениям.

    Информационно-пропагандистское обеспечение населения в сфере предупреждения и пресечения терроризма ориентировано на повышение бдительности российских граждан, воспитание у них отношения заинтересованности и сопричастности к деятельности государства по противодействию указанным угрозам, побуждении граждан к сообщению федеральным органам исполнительной власти о ставших известными им сведениях о террористической деятельности и о любых других обстоятельствах, которые могут способствовать предупреждению террористической деятельности, ликвидации или минимизации их последствий, что является гражданским долгом каждого .

    Большое значение уделяется привлечению к информационно-пропагандистскому противодействию терроризму общественных объединений, научно-исследовательских центров и других институтов гражданского общества.

    Сама идея участия каждого гражданина в противодействии терроризму способствует сплочению нации перед лицом реальной террористической угрозы. Государство помогает гражданину в выборе нравственных ориентиров, непреходящих ценностей — уважения к человеку, его правам, семье, отчему дому, Родине. И здесь используется весь имеющийся в распоряжении Российского государства арсенал агитации и пропаганды!

    В условиях глобализации информационного пространства большое внимание уделяется информационно-пропагандистскому обеспечению противодействия терроризму в Российской Федерации во взаимодействии со средствами массовой информации .

    При совершении террористического акта вслед за первой физической волной террористического взрыва — поражает вторая, еще более мощная — информационная, которая несет нравственный ущерб миллиардам читателей, радиослушателей и телезрителей! Российским государством и журналистским сообществом неоднократно предпринимались попытки установить морально-этические нормы для журналистов, освещающих террористические акты и контртеррористические операции. Так, 11 апреля 2003 г. в Интернете на сайте МИД России была размещена «Антитеррористическая конвенция (правила поведения СМИ в случаях террористического акта и контртеррористической операции)». Седьмым съездом Союза журналистов России 16 мая 2003 года были одобрены «Этические принципы профессионального поведения журналистов, освещающих акты терроризма и контртеррористические операции».
    С принятием Федерального закона «О противодействии терроризму» государство сделало еще один важный шаг навстречу журналистскому сообществу. В частности, Национальным антитеррористическим комитетом определен порядок взаимодействия со СМИ оперативных штабов в субъектах Российской Федерации в ходе проведения КТО. Это дает возможность обеспечивать население достоверной информацией на регулярной основе и гарантирует от предвзятости и целенаправленного искажения информации при форсмажорных обстоятельствах.
    В целях создания достаточных рычагов влияния на качество информационной продукции и страховых гарантий от ее ангажированности в условиях повседневного идеологического противоборства с терроризмом и экстремизмом государственными органами, представителями гражданского общества, прежде всего сферы искусства, телевидения и кинематографии, ведется кропотливая работа по разработке «Этического кодекса журналиста». Этому вопросу уделяется самое пристальное внимание.

    Активно привлекаются Российским государством деятели кино и бизнес-структур к партнерству по созданию образцов высокого искусства, воспитывающего нравственно полноценное поколение. Российский зритель устал от насилия на экране , отмечается востребованность с его стороны в нравственном позитиве кино- и теле-продукции. В рамках этой деятельности идет плодотворный обмен информацией, идеями, ставятся цели по ограждению общедоступного информационного пространства от пропаганды терроризма, «радикализации» и рекрутирования, которые затем достигаются совместными усилиями.

    Эффективно используются в антитеррористических целях интернет-порталы федеральных органов исполнительной власти, где размещаются материалы контрпропагандистского характера, изобличающие истинные цели и намерения идеологов терроризма, лидеров бандформирований, а также зарубежных структур, использующих Интернет для пропаганды террора и насилия.
    Особое место уделяется противодействию распространению идеологии терроризма через Интернет и другие телекоммуникационные сети .

    Работающие на международные террористические группировки специалисты в области информационных технологий прибегают к использованию шифрации, различных условностей, кодов и приемов. Все активнее международными террористическими группировками используется Интернет-телефония, например система «Скайп», телефонные разговоры через которую трудно отследить.

    Для пресечения террористической и экстремистской пропаганды в сети Интернет необходимо международное сотрудничество государств, прежде всего, создание необходимой договорной правовой базы, а также выработка механизма реализации такого взаимодействия в соответствии с положениями пункта 12 Глобальной контртеррористической стратегии ООН . Введение только национальных запретительных правовых норм малоэффективно из-за того, что сайты террористической направленности создаются, как правило, в доменной зоне на территориях других стран.

    В настоящее время одним из главных направлений совершенствования предупреждения терроризма является информационное противодействие распространению идеологии религиозного и этнонацио-нального экстремизма.

    Ислам в России исповедуют более 14 млн. человек, что составляет около 10% всех жителей страны. Зарегистрировано 55 самостоятельных исламских духовных управлений (муфтиятов), действует более 6 тыс. мечетей и молельных домов. Особую угрозу безопасности Российской Федерации представляет исламистские организации, умело использующие проблемные аспекты ситуаций на Северном Кавказе и Центральной Азии для распространения террористической идеологии, приобретения новых источников финансирования, радикализации исламской молодежи и рекрутирования ее в свои ряды. Преследуя собственные интересы в отношении России, религиозно-политические круги ряда зарубежных стран стремятся использовать студенческий канал и молодежь для пополнения рядов международных террористов.

    В связи с этим Национальным антитеррористическим комитетом используются продуманные, взвешенные, выверенные тактика и стратегия противодействия пропаганде терроризма и экстремизма, учитывающие многонациональный и поликонфессиональный характер Российского государства и различный уровень социально-экономического развития регионов . Мобилизуются все имеющиеся ресурсы государства и общества на противодействие пропаганде терроризма, «радикализации» и рекрутирования исламской молодежи в террористические организации, привлекаются к этому процессу служители традиционного исламского культа, ученые, деятели культуры и сферы образования, уделяется особое внимание мерам, направленным на искоренение глубинных причин идеологии терроризма, ведется эффективная просветительская работа, направленная на поддержание толерантности в обществе, активно подключаются к этому средства массовой информации.

    Вместе с тем, победить терроризм в борьбе за умы и сердца наших сограждан, возможно только преодолев разобщенность и объединив усилия всех заинтересованных государств мира, поэтому, на наш взгляд, на международном уровне необходимо обсудить и выработать:

    Международно-правовые механизмы защиты информационного пространства от распространения террористической идеологии, пропаганды насилия, терроризма, «радикализации» и рекрутирования;
    . систему международно-правовых мер по защите граждан от негатива информационного пространства, и в первую очередь молодежи, которая является будущем любого государства и наиболее уязвима перед пропагандой террора и насилия;
    . международно-правовые критерии определения «вредности» информации, отнесения ее к террористической идеологии. Необходимо найти ответ на этот непростой вопрос, который находится где-то на стыке между свободой слова и целенаправленным деструктивным воздействием на сознание людей.

    Литература

    Федеральный закон от 6 марта 2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146; Указ Президента России от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» // СЗ РФ. 2006. № 8. Ст. 897. П. 2.
    В.П. Журавель. Актуальные проблемы противодействия терроризму. М.: Право и безопасность. № 2 (27) С. 71-79.
    Н.П. Патрушев. Национальный антитеррористический комитет в системе обеспечения безопасности Российской Федерации. М.: Федеральный справочник: политика, экономика, управление. № 11. 2007. 14 с.
    Синцов Н.В. СМИ в противодействии терроризму. Материалы 3-й международной конференции «Терроризм и электронные СМИ». Кипр. 2007 г. http://www.nak.fsb.ru. 9 с.
    Андреев В. Л., Пюкке С. М. О некоторых аспектах информационного воздействия на этнические образования // Сб. науч. тр. «Iнформацшнi технологи та безпека». Вып. 3. К.: Институт проблем регистрации информации НАН Украины, 2003. С. 134-141.
    Н.П. Патрушев. О некоторых особенностях современных вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации. М.: Российское право. № 7. 2007. 18 с.
    Ильин Е. П. Национальный антитеррористический комитет: организация борьбы с терроризмом в Российской Федерации // Сборник материалов научно-деловой программы международного форума средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех»: Антитеррор: комплексный подход. АТЦ СНГ М.: 2007. С. 176-185.
    В.И. Булавин. О мерах по дальнейшему совершенствованию общегосударственной системы мер противодействия терроризму. М.: Родина. № 12. 2007. 18 с.