BSoD

Обработка диктофонной записи за деньги. Увеличиваем громкость MP3-файла. Ручное выравнивание громкости отдельных участков аудиодорожки

Довольно часто попадаются хорошие подкасты или аудиотрансляции с семинаров и конференций, однако интересная тема и интригующая манера подачи материала сводятся на нет невысоким качеством самой записи. Это может быть, как низкий уровень звука, так и сильные перепады громкости на разных отрывках. Они сильно портят впечатление и заставляют слушателя интенсивно мучать кнопки «громче-тише».

Отдельную проблему представляет фоновый шум, а также резкие вопли-кашли-чихания. Впрочем, все эти и многие другие недостатки можно устранить с помощью бесплатной программы Audacity . В данной статье я расскажу об обязательной минимальной обработке записи голоса или собственного подкаста, позволяющей сделать прослушивание комфортным.

Звуковой редактор Audacity бесплатен и имеет русский язык, он скачивается с официального сайта . Инсталляция не вызывает никаких проблем – опции при установке менять не требуется. Однако после инсталляции необходимо доустановить пару модулей, чтобы программа понимала различные аудиоформаты, а также самостоятельно могла экспортировать звук в mp3. Дело в том, что автор не стал связываться с юридической стороной вопроса легальности использования закрытых форматов и переложил эти проблемы на пользователя.


Настройка библиотек в Audacity. Сначала скачиваем, потом распаковываем, далее указываем.

Заходим в Правка-Параметры-Библиотеки . Здесь требуется установить библиотеки LAME и FFmpeg. Нажимаем на кнопку Скачать и в браузере откроется ссылка на нужную библиотеку – соответственно «LAME download page» и «Go to the external download page». После скачивания распаковываем содержимое архивов в папку с программой и указываем файл кнопкой Указать... Теперь редактор полностью готов к работе. Открываем нужную аудиозапись.


Необработанная аудиозапись в Audacity видна невооруженным глазом. Сильно выделяются пики, а общий уровень сигнала низкий.

В качественной записи общий уровень звука должен быть примерно одинаков, без резких скачков и всплесков. Зашкаливающие пики, мало того, что неприятно отдают в наушниках и колонках, так еще и будут мешать программе Audacity определить максимальный уровень сигнала. Удаляем всплески первым делом.

Удаление скачков и пиков

Заходим в Эффекты-Limiter (или Hard Limiter в зависимости от версии Audacity и плагина). На изображении показаны рекомендуемые параметры. Единственное, с чем стоить поиграться – Limit to (dB) – собственно он и указывает выше какого уровня пик будет срезаться. Конкретное значение дать затруднительно, многое зависит от характера звука, но я рекомендую от -2 до -6 dB.


Настройка плагина Limiter (Hard Limiter) в Audacity.
Главный параметр - Limit to (Db)

Сделайте несколько попыток. Контролируйте визуально, чтобы после применения фильтра срезались только скачки. Если упал уровень основной части, значит вы перестарались со значением Limit to (dB) . В настройках есть кнопка Preview , позволяющая сразу прослушать обработанный фрагмент.


После обработки фильтром Hard Limiter в Audacity. Все пики срезаны, их остатки не превышают средний уровень.

Нормализация

Заходим в Эффекты-Нормировка сигнала (Normalize). Данный плагин поднимает (или снижает) общий уровень всей записи сразу. Тихий сигнал станет громче, а громкий еще громче.


Настройка нормализации в Audacity. Минус один Децибел обычно дает хороший результат.


После применения нормализации. Обратите внимание, как вырос уровень, хотя характер сигнала почти не изменился.

Компрессор

Следующий плагин – Компрессор , – он один из самых важных. При этом виде обработки слабые и тихие звуки делаются громче, а слишком громкие – тише. То есть после проведения компрессии шепот и громкий вопль будут почти одинаковы по уровню, не придется крутить слайдер громкости. После окончания работы плагина вы визуально должны увидеть выравнивание сигнала.


Результат действия компрессора может сильно отличаться в каждом конкретном случае. Он может снизить или поднять общую громкость или же привести к появлению пиков (если не установлена галочка Компрессия по пикам в настройках плагина). Поэтому, если требуется, можно повторно применить Limiter или Нормализатор.


Посмотрите, как Компрессор изменил форму записи. Теперь и писк комара, и рев турбины имеют почти одинаковый уровень. Слушать такой аудиофайл комфортно.

Удаление шума

В этом разделе речь пойдет о негромком монотонном и непрерывном шуме, сопровождающем всю запись. Это может быть шелест вентилятора ноутбука или гул кондиционера, работающего неподалеку. Для чистки звука нам понадобится небольшой (3-10 сек) участок только с этим шумом (без голоса).


Программа проанализирует полученные характеристики, составит модель шумодава и попробует безболезненно изъять составляющие шума из общего спектра. Выделяем небольшой участок с шумом (и только с ним), далее запускаем плагин Эффекты-Подавление шума . Нажимаем Создать модель шума . Теперь можно применить фильтр на всей записи. Снимаем выделение (или выделяем весь файл целиком) и повторно запускаем плагин, но на этот раз выполняем саму чистку, нажав ОК . Дать конкретные рекомендации сложно. Сделайте несколько попыток с разными параметрами. Ползунок Подавление шума указывает насколько сильно снижать шум, а Sensivity указывает чувствительность – чем она выше, там сильнее может пострадать голос после чистки. Важно понимать, что предыдущий фильтр Компрессор поднимает слабые звуки, в том числе и шум. Поэтому запускать шумодав нужно перед компрессором.

Удаление вздохов, кашля и др

К сожалению фильтров, которые могли бы автоматически сделать удаление этих звуков нет (имеется в виду - без значительной потери качества основного сигнала), – это кропотливая ручная работа. Нужные участки выделяются курсором и либо заменяются тишиной (Создание–Создать тишину ), либо вырезаются (кнопкой Del ). В особых случаях, когда удаляемый участок звучит на фоне речи, его можно заглушить. Проблемные звуки все еще будут слышны, но они не будут привлекать внимание и портить речь.

Эквалайзер.

Даже если с уровнем сингала у вас все в порядке, голос говорящего может не понравится. Например, слишком басовитый или слишком писклявый. Иногда это результат применения некачественного или ненастроенного микрофона, и исправляется эквалайзером (Эффекты – Эквалайзер ). Не буду особенно вдаваться в настройки – это потребует отдельной статьи, скажу лишь, что на диаграмме кривыми показаны занижаемые или поднимаемые частоты.

Для простоты можете пользоваться пресетами, многие из которых полезны – Bass boost (усиление басов), Bass cut (удаление басов), Treble boost (усление высоких), Treble cut (удаление высоких), 100Hz Rumble (удаление самых низких составляющих баса – особенно хорошо подходит для живых выступлений, где микрофон дает слишком много басов при выдохе). Крутизна кривой показывает насколько сильно будет подниматься/опускаться определенная частота. По аналогии с предыдущими плагинами можно сразу прослушать результат обработки и что-то подстроить.

В данном примере срезаются частоты ниже 100 Гц

Сохранение полученного результата. Выполняется командой Экспорт аудио (пункт Экспорт выделенного аудио сохраняет только выделенный фрагмент). Далее выбираем формат – я использую MP3 и OGG. Последний хоть и имеет лучшее качество, но все же менее распространен, и может не воспроизводится старыми плеерами и бытовой техникой.

Для MP3 задается битрейт, чем он больше, тем лучше качество, но тем больше размер файла. Рекомендую использовать битрейт 192-320 kbps для стерео и в два раза меньший - для монофонической записи. Для OGG качество задается в условных единицах от 0 до 10.

В конце скажу, что статья дает лишь начальные знания по обработке звука, но даже проведя минимальную обработку и потратив всего лишь 20 минут, можно добиться существенного улучшения итогового качества звучания, приемлемого для прослушивания большой аудиторией. Через некоторое время, набрав опыта, вы будете без проблем выставлять нужные параметры плагинов на глаз.

Обычно при записи подкастов с участием одних и тех же голосов список фильтров почти не меняется. Можно воспользоваться встроенным руководством и детально изучить требуемые плагины, доведя обработку своего аудио до совершенства.

Я часто записываю информацию на диктофон. Но в результате получается звук очень тихий и с шумами. Необходимо улучшить качество сделанных записей. Для этого я буду использовать Adobe Audition CS5.5.

0. Получение файла

После того как была произведена запись, файл необходимо скопировать на компьютер. Обычно для этого используются специализированные программы, входящие в комплект поставки диктофона или телефона.

Меню"File" > "Open..." и появившемся окне выбираем обрабатываемый файл.


Отмечу, что Adobe Audition поддерживает большое количество форматов звуковых файлов.

2. Перевод в mono (если необходимо)

Некоторые платы захватывают монозвук только в стереорежиме Stereo. Во-первых, эта лишняя трата места (каналы дублируются). Во-вторых, обрабатывать два раза одно и то же (для каждого канала) нет смысла. Поэтому такие записи необходимо перевести в моно.

Стереозапись
Для этого нужно:
  • Выбрать "Edit" > "Extract Channels to Mono Files", а затем сохранить одну из двух полученных дорожек в файл.
  • Выбрать "Edit" > "Convert Sample Type", а затем изменить параметр Channels на mono. Можно также изменить частоту на 48 000 Гц (качество эта процедура не улучшит, но сделает запись совместимой с форматом DVD).


Таким образом, получаем монозапись:
Монозапись
3. Обработка звука с 32-битным разрешением

Настоятельно рекомендуется проводить обработку звука в разрешении большем, чем разрешение конечного результата - это позволит повысить точность выполнения всех промежуточных преобразований и положительно скажется на качестве звука.

Если для исходного материала и результата используется 16 бит, то рекомендуется все промежуточные операции проводить с разрешением 32 бита. Для этого перед началом обработки звука нужно преобразовать его в формат 32 бита, а по окончании обработки - обратно в 16 бит. Если исходный материал и результат по 32 бита, то увеличить разрешение не получится (32 бита - максимум).

Сделать это можно при помощи "Edit" > "Convert Sample Type", частоту дискретизации (Sample Rate) и каналы (Channels) оставляем такими же (Same as Source), а для разрядности (Bit Depth) выбираем 32 или 16 бит, соответственно.


4. Удаление постоянной составляющей

Следующий этап - удаление постоянной составляющей. Часто при записи звука аппаратура добавляет в звуковой выход некоторую постоянную составляющую. Данное явление приводит к тому, что после записи "синусоида" оцифрованного звука смещена вверх или вниз от центра - нулевого уровня, что может создать сложности при дальнейшей обработке звука.
Чтобы убрать постоянную составляющую в звуковом файле, используется функция"Effects" > "Amplitude and Compression" > "Normalize (process)", выставите DC Bias Adjust 0.0%:

5. Удаление фонового шума

Наиболее важный этап, на мой взгляд, удаление фонового шума. Удаление шума состоит из двух подэтапов. Сначала нужно найти часть записи, в которой нет никаких звуков - только шум. Как правило, такие участки есть перед началом записи или в самом её конце, можно также использовать паузу посреди записи. Чем длиннее такой фрагмент, тем лучше можно определить профиль шума. Поэтому в конце записи я на пару минут оставляю диктофон в помещение, где производилась сама запись.

Открываем форму обработки шума: "Effects" > "Noise Reduction / Restoration" > "Noise Reduction (process)". В ней делаем следующие действия:

  • Жмём "Capture Noise Print", тем самым захватывая профиль шума. После этого в окне отобразится график шума.
  • Воспроизводим файл, нажимая "Select Entire File" и "Play". Пока звучит запись мы на лету можем регулировать шумоподавление.
  • Регулировка шумоподавления осуществляется передвижением точек синей линии. Двигая их вверх-вниз необходимо добиться наилучшего звучания записи без шума.
  • Как только найден подходящий фильтр, его можно и нужно сохранить в файл. Во-первых, это позволяет избежать повторной настройки. Во-вторых, в новых записях возможно не будет фрагмента, который содержат только шум.
  • На последнем шаге необходимо применить фильтр ко всему файлу, нажав кнопку "Apply". Если требуется применить фильтр только к определённой части записи, то из окна "Effect - Noise Reduction" можно переключится в основное окно и выделить необходимый фрагмент.


Нужно быть внимательным при выборе части звукового файла, в которой только шум и нет никаких звуков. Дело в том, что если в этом фрагменте окажется какой-то звук, то Adobe Audition будет удалять все похожие звуки по всей записи. Это приведет к появлению неприятных "металлических" призвуков, особенно заметных на музыкальных фрагментах. Также вы можете судить о наличии таких звуков в вашем фрагменте по изломам и всплескам на спектре шума в окне Noise reduction. Обычно график спектра шума представляет собой плавно меняющуюся линию без резких изломов, возможно, с одним или несколькими всплесками в области высоких частот (справа) (в области высоких частот шумы в звуковом тракте видеотехники особо велики: свист и шипение). Если в результате удаления шума возникли такие призвуки, попробуйте отменить операцию ("Edit" > "Undo noise reduction") и повторить всё с самого начала, начиная с выделения фрагмента звука с шумом. Образец шума и очищаемый от шума звуковой фрагмент могут храниться в разных файлах, эти файлы могут иметь разную разрядность: необходимо только чтобы у этих файлов была одинаковая частота дискретизации и количество каналов.

Функция подавления шума в Adobe Audition является универсальной и позволяет с легкостью удалять почти любые шумы. В результате файл, очищенный от шумов, звучит значительно лучше.

6. Удаление ненужных фрагментов

Понятно, что некоторые фрагменты записи будут просто не нужны. Их следует удалить.

7. Удаление пауз

Инструкция

Откройте запись в программе Adobe Audition при помощи сочетания клавиш Ctrl+O. Можете воспользоваться командой Open («Открыть») из меню File («Файл»). Еще проще можно поступить, кликнув на файл, который нуждается в обработке, правой кнопкой мышки и выбрав в контекстном меню опцию «Открыть с помощью…». Выберите Adobe Audition в списке программ, в которых предлагается открыть файл.

Увеличьте громкость записи при помощи фильтра Normalize. Для этого откройте окно настроек фильтра командой Normalize process из группы Amplitude, которую после непродолжительных поисков можно обнаружить в меню Effects.Введите значение в процентах, до которого вам требуется увеличить громкость, в поле Normalize to. Нажмите кнопку ОК.

Прослушайте результат, нажав на клавишу «Пробел». Если вам кажется, что громкость увеличена недостаточно, отмените предыдущие действие сочетанием клавиш Ctrl+Z, снова откройте окно настроек фильтра Normalize и введите другое числовое значение.

Сохраните запись с увеличенной громкостью. Для этого воспользуйтесь командой Save As («Сохранить как») из меню File («Файл»). В открывшемся окне выберите место сохранения файла, в поле «Имя файла» введите имя файла.
Из раскрывающегося списка «Тип файла» выберите формат сохраняемого файла. Если ваш исходник был в формате mp3, вам будет предложено сохранить измененный файл в том же формате. Кликните по кнопке Options («Опции») и выберите из раскрывающегося списка битрейт сохраняемого файла. Вполне разумно будет сохранить запись с измененной громкостью с тем же битрейтом, что был в исходном файле, если, конечно, вам не нужно уменьшить вес файла. Битрейт исходного файла можно узнать при помощи команды File Info из меню File. То же самое получится, если воспользоваться сочетанием клавиш Ctrl+P.Выбрав битрейт сохраняемого файла, кликните по кнопке ОК в окне настроек кодека и по кнопке Save в окне настроек команды «Сохранить как».

Источники:

  • Как изменить громкость аудио (песни, mp3) в Adobe Audition.

Устраивая какое-либо торжественное мероприятие, мы нередко задумываемся о музыкальном сопровождении. Естественно, мы хотим, чтобы музыка, которую мы используем, звучала при этом настолько громко, насколько возможно, ведь именно она зачастую создает общий настрой события, и от правильно подобранной фонограммы зависит половина успеха мероприятия. Существует несколько вариантов увеличения громкости звуковой дорожки.

Вам понадобится

  • - усилитель
  • - акустическая система
  • - компьютер
  • - интернет

Инструкция

Первый вариант – самый простой. Отрегулируйте уровни эквалайзера таким образом, что либо все пункты будут стоять на максимальной отметке, либо отдельные частоты будут завышены. Используйте этот вариант в зависимости от того, какого эффекта вы хотите добиться – увеличения общей громкости либо отдельных частот.

В случае, если вы можете подключить к колонкам усилитель, используйте этот вариант. Усилитель в разы увеличивает громкость воспроизводимой фонограммы, но самое главное при этом – грамотно подобрать его в соответствии с мощностью вашей акустической системы. Проконсультируйтесь с продавцом для выбора наилучшего соответствия.

Также есть вариант программного увеличения громкости звуковой дорожки. Для этого вам нужен любой музыкальный редактор. Нормализуйте громкость трека до нужного уровня и проверьте нормальность звучания, после чего сохраните измененный трек на компьютере. Помните о том, что музыка должна звучать громко, но без помех и искажений.

Современные программные средства для проигрывания цифрового видео позволяют манипулировать параметрами воспроизведения (например, громкостью звука) в весьма широких пределах. Однако иногда этого оказывается недостаточно для комфортного просмотра. В этом случае сделать громче видео можно путем его обработки в видеоредакторе.

Вам понадобится

  • - файл видео;
  • - VirtualDub 1.9.9 (доступен для загрузки на virtualdub.org).

Инструкция

Загрузите в редактор VirtualDub. Воспользуйтесь горячими клавишами Ctrl+O, или же в главном меню кликните по пункту "Open video file..." раздела "File". В отобразившемся диалоге открытия файла перейдите в требуемую директорию. В листинге каталога выделите видеофайл. Кликните по кнопке "Открыть".

Активируйте режим прямого переноса данных потока видео. Откройте раздел "Video" главного меню и установите отметку на пункте "Direct stream copy". Это позволит избежать обработки при его сохранении, тем самым во много раз увеличив общую скорость обработки и предотвратив ухудшение качества изображения.

Включите режим полной обработки потока звуковых данных. В главном меню разверните пункт "Audio" и установите отметку на пункт "Full processing mode".

Сделайте видео громче. Откройте диалог "Audio volume", последовательно выбрав пункты меню "Audio" и "Volume...". В диалоге установите в активное состояние переключатель "Adjust volume of audio channels". Затем путем перемещения вправо ползунка, расположенного ниже, выберите требуемый уровень звука относительно исходного (текущее значение в децибелах и процентах отображается справа от ползунка). Нажмите кнопку "OK".

Узнайте текущие характеристики звукового потока данных. Кликните по пунктам "Audio" и "Conversion..." либо нажмите Ctrl+N. Запомните значение частоты семплирования, приведенное в скобках после надписи "No change", расположенной в группе элементов управления "Sampling rate".

Настройте параметры кодирования звукового потока. В главном меню выберите пункты "Audio" и "Compression...". В диалоге "Select audio compression" в левом списке выделите предпочитаемый кодировщик. В правом списке отобразится листинг доступных режимов кодирования. Выберите один из режимов со значением частоты семплирования, равным значению, полученному в пятом шаге. Нажмите кнопку "OK".

Сохраните видео. На клавиатуре нажмите F7, либо выберите в меню "File" и "Save as AVI...". Укажите имя и путь для сохранения файла. Кликните по кнопке "Сохранить".

Дождитесь окончания записи видео. Если объем аудиоданных достаточно большой, то процесс может занять достаточно много времени. Прошедшее и расчетное время сохранения будет отображено в диалоге "VirtuaDub Status".

Видео по теме

Обратите внимание

Слишком сильное повышение уровня звука может привести к его искажению в результирующем видео.

При прослушивании любимой музыки порой хочется, чтобы она звучала как можно громче даже если она поставлена на максимальной громкости. Вы можете увеличить громкость воспроизведения, совершив несколько простых шагов.

Инструкция

Используйте настройки эквалайзера для максимизации громкости воспроизведения. Они присутствуют практически в каждом плеере и слушат для того, чтобы настроить звучание согласно типу воспроизводимого трека. Максимизировав все параметры эквалайзера, вы сможете сделать громкость настолько большой, насколько это возможно.

Используйте аудио редактор для изменения громкости трека. Наилучшим вариантом будет использование Sony Sound Forge либо Adobe Audition. Эти редакторы имеют наилучшее качество компрессии. Используйте эффекты нормализации и повышения громкости. Следите за тем, чтобы при изменении громкости не было потеряно благозвучие. Вы можете также откалибровать трек согласно тем частотам, которые должны воспроизводиться наиболее громко. Используйте эффект "Графический эквалайзер". Увеличьте те частоты, которые должны быть увеличены, после чего сохраните получившийся результат.

Для обработки нескольких файлов используйте программу Mp3Gain. С ее помощью вы можете увеличить громкость у нескольких трека. Для этого достаточно установить эту программу и после запуска добавить для обработки те файлы, которые вы хотите обработать. Имейте ввиду, что данный редактор не позволяет отменить сделанные изменения, поэтому лучше всего воспользоваться вариантом "Сохранить копию". Таким образом, все треки, которые вы отредактируете, останутся без изменений, и на выходе вы получите их копии с увеличенной громкостью.

Большинство наушников, идущих в комплекте с аудиоплеерами, имеют сопротивление в 32 Ом. Ищите те наушники, которые имеют сопротивление в 16 Ом, так как они позволяют воспроизводить треки с более высокой громкостью. Также вы можете использовать наушники с шумоподавлением. С их помощью внешние звуки будут слышны в наименьшей степени, поэтому звучание музыки будет более четким.

Видео по теме

Изменение громкости звука в файле формата avi является достаточно простой операцией. Ее можно выполнить при помощи любого видеоредактора, умеющего работать с файлами avi или программы-конвертера, в которой есть звуковые фильтры.

Ставилась задача: Преобразовать плохую аудиозапись с диктофона в текст на бумаге.

Первая часть.
Установив аудио редактор правим фонограмму.

С помощью редактора удалось улучшить аудиозапись до разборчивого состояния.
Использовался «эффекты» - «компрессор » без галочки «компрессия по пикам »

Можно безболезненно повторять эту процедуру до четырех раз без потери качества сигнала.
Тонкие настройки рассматривать не будем. Это объёмный сложный раздел, требующий вдумчивого подхода и многих часов работы.

Можно поступить проще, усилив сигнал на 20 дб. Больше не советую, т.к. появятся искажения на ограничениях пиков. Компрессия дает лучший результат.

Порядок работы с аудио редактором:
В меню «Файл» - «импортировать» - «звуковой файл» из открывшегося окна загружается ваша аудиозапись.
Предпочтительно работать с несжатыми . WAV файлами но, к сожалению, простые диктофоны в таком формате файлы не пишут и сразу сжимают в . MP3 , что ведет к большой потере информации.
В окне аудио редактора сразу появится осциллограмма фонограммы.
Наведя мышку на интересующий участок, нажмите левую кнопку и проведите, не отпуская вправо или влево.
Выделится участок фонограммы, который вы можете прослушивать нажатием клавиши «пробел».
Подведя мышку к краю отмеченного участка, увидите указующий перст , с помощью которого можно раздвинуть участок просмотра.
Увеличивая или уменьшая масштаб записи можно визуально выделять и редактировать интересующий фрагмент.

Задействованы все привычные сочетания клавиш, как в текстовом редакторе.
Для работы с полной фонограммой имеются большие кнопки вверху. А внизу в окошечках показаны счетчики начала и конца фрагмента в секундах. Их можно править вручную.
Можно сделать копию фонограммы и мучить её в новом окне. Так даже лучше.
Можно в том же окне создать новый трек, поместив туда дубль, который предстоит улучшать.
«Дорожки»- «создать» - «монофонические дорожки»
Полезно дополнительно «дорожки» - «создать» - «дорожка пометок» , где помечается выделяемый для работы участок фонограммы,

Проигрывать варианты редактируемых дорожек, сравнивать качество звучания.
Не забыв перед этим в левой части окна дорожки нажать на «тихо» и прослушивать только «соло» интересующей дорожки.
Думаю, вам понравится эта фишка.
Дорожку можно свернуть, убрать, удалить.

Если редактирование закончено и всё устраивает, тогда сохраняем результат
«файл» - “ Export select audio” сохранить в формате.WAV
Для сохранения в.MP3 нужно прикрутить специальный плагин. Думаю, нет смысла.

Вторая часть.
Пишем аудио на бумагу.
Облом - с!
С микрофона пишет, а из файла толком не работает.
Причина: Война гигантов.
Корректное распознавание только из файлов.HTML5, да и то очень криво.

Потратил весь день и оставил эту затею.
Отрицательный результат тоже результат.
Кто-то, прочитав статью, сэкономит время.

В довершение, маленький

Каким бы качественным не был диктофон, практически всегда требуется последующая обработка голоса. На записи могут присутствовать шум или посторонние звуки, громкость голоса может плавать или быть недостаточной, а сам голос бубнить. Поэтому, если вы готовите запись для последующего прослушивания или, например, для озвучивания ролика на ютубе, то обработка голоса крайне желательна.

Рассмотрим быстрый способ, как может быть осуществлена обработка голоса самостоятельно. Основной акцент будет уделен выделению речи на записи. Но даже если цель не только в речи, после прочтения вам не должно составить труда улучшить качество любой записи.

В статье будут рассмотрены следующие моменты:

  • Нормировка уровня громкости
  • Удаление лишних участков записи
  • Удаление шума в записи
  • Эквализация записи
  • Компрессия

Обработку звука лучше производить в наушниках — они позволят расслышать каждую мелочь. Желательно, чтобы это были не китайцы, купленные в переходе за 50 рублей. В идеале стоит использовать , но подойдут и просто нормальные наушники.

Если ваши наушники сломались и нужно срочно их починить, то сделать это можно даже без паяльника. Как? -Читаем в статье:

Альтернативный путь

Если вам не хватает времени или нет желания вникать, то предлагаю отличный сервис — Kwork , которым я и сам регулярно пользуюсь. Это проверенная биржа фриланс-услуг, где за небольшую плату, Вы сможете самостоятельно выбрать профессионального исполнителя для обработки записи или других услуг.

Программа для обработки голоса — Audacity

Обработка голоса это редактирование аудиофайла, поэтому, в первую очередь, нам нужна программа для работы со звуком. В качестве инструмента воздействия послужит бесплатный и свободно скачивающийся аудио редактор Audacity. Он же может может использоваться и как программа для записи голоса с микрофона.

Интерфейс редактора интуитивно понятен и даже методом тыка можно очень быстро натыкать то, что вам нужно. Осталось только узнать, а что собственно нужно .

Обработка голоса

Итак, имеем запись, в каком либо аудио формате. Первым делом открываем ее в Audacity. Можно сделать это кнопочкой Импортировать из меню Файл редактора, но мне как-то привычнее нагло перетащить файл мышкой из папки в окно редактора.

Для демонстраций был взят кусочек записи длительностью чуть более минуты. Такой, чтобы умещался на экране. На нем демонстрация будет нагляднее. При этом ему присущи все недостатки обычных диктофонных записей.


Нормировка уровня громкости

Чтобы повысить качество звука, первым делом необходимо увеличить громкость записи. Для этого двойным щелчком левой кнопки мыши по дорожке (либо комбинацией Ctrl+a ) выделяем ее. Затем открываем вкладку меню Эффекты и выбираем пункт Нормировка сигнала…


После нажатия, откроется меню настройки эффекта:


Стандартные настройки нас вполне устроят. В окошке указывается значение громкости, которое будет у самого громкого пика вашей записи. Нормировка повысит уровень громкости записи, никак больше не влияя на запись.


У всех инструментов редактора Audacity есть кнопка Preview , т.е. Предпросмотр , или скорее Предпрослушивание. При нажатии на нее воспроизводится первые 5 секунд выделенного участка записи с применением эффекта.

Удаляем лишние места и щелчки

Уровень громкости подрос, но как-то не солидно. Виной всему щелчок в самом начале. Можно попросту заглушить его. Для этого приближаем его и выделяем:


Удобно менять масштаб зажимая Ctrl и крутя колесиком мыши, а для перемещения по записи влево-вправо крутя колесиком зажимать Shift .

Я специально захватил на картинке временную шкалу, чтобы показать, что длительность пика около 0.1 секунды . Для того чтобы заглушить выделенное нажимаем в панели инструментов кнопочку (либо комбинацию Ctrl+L ):


Редактор моментально сровняет пик с землей в идеально прямую линию нулевой громкости:


Можно и удалить это кусочек просто нажав на клавиатуре Delete . Но в таком случае выделенная часть дорожки удалится, а общая длительность сократится. Если запись готовится для озвучивания видео на ютубе , удаление посредством Delete может привести к сдвигу дорожки .

Удалив щелчок, повторяем Нормировку сигнала и получаем уже более солидный результат:


В Audacity есть удобная комбинация клавиш Ctrl+R , нажатие которой повторяет последний использованный эффект. При этом эффект повторяется с теми же самыми настройками.

Нормировка сигнала это просто его усиление на одинаковую величину. Усиление подбираемая так, чтобы места с максимальной громкостью довести до указанного значения. При этом усиливается всё — как полезный сигнал так и фоновый шумок.

Пришла пора избавиться от шума

Обработка голоса неминуемо требует удаление шума. Делается это в два этапа. Сначала нужно создать модель шума , для того чтобы программа знала от чего нужно избавляться. Поэтому находим в записи кусочек, где нет полезной информации, а только то, что мы считаем шумом и выделяем этот участок.

Желательно, чтобы он был как можно длиннее, тогда получится более полно удалить шум из записи.


Теперь в меню Эффекты выбираем Подавление шума… Вверху открывшегося окошка видим и нажимаем единственную кнопочку — Создать модель шума .


На этом окошко закроется… Отлично! Модель шума создана. Теперь выделяем всю запись и вновь заходим в меню Эффекты Подавление шума…

Откроется тоже самое окно, но теперь можно перейти к этапу 2 . Настройки по дефолту подойдут для большинства случаев. Хотя с последним ползунком лучше поэкспериментировать. Жмем ОК , повторяем нормировку и любуемся результатом:


Если сравнить с тем как дорожка выглядела до удаления шума, то можно легко заметить, что постоянная составляющая практически полностью исчезла. Все тихие места стали еще тише, практически занулились. Да и на слух это звучит на порядок лучше.

Для большего кругозора стоит отметить что подавление на каждые 6дБ это ослабление в два раза ., а 3дБ это полтора раза . Если Ваша запись очень шумная и в ней присутствуют разные типы шумов в разных частях, то можно повторить процедуру с момента создания модели шума. При этом кусочек который будет выделен как модель шума взять в другом месте записи. А в окошко Подавление шума(дБ) вписать от 3 до 6дБ. Излишнее подавление может внести ‘замыленность ’ в звук. Так же, зачастую, гораздо эффективнее несколько раз подавить шум по 3дБ , создавая модель шума из разных участков записи, чем один раз бухнут 15 дБ .

Выделяем голос на записи — Эквализация

Так как нас интересует именно речь, то можно дополнительно выделить ее при помощи эквалайзера. Переходим Эффекты→Эквалайзер…


Подобная форма эквалайзера возможно подойдет при обработке на скорую руку. Но все очень сильно зависит от того, как и на что производилась запись. Поэтому рекомендую все-же заглянуть в статью про эквализацию.

Компрессия

Обработка голоса всегда включает в себя выравнивание записи по громкости. В принципе можно вручную выделять кусочки и применять к каждому Нормировку. Это достаточно эффективный способ, но весьма долгий. Да и не зря же люди придумали такую полезную штучку, как Компрессор. Им то мы и воспользуемся:-)

Выделяем всю запись и переходим в меню Эффекты => Компрессоры…

Такие настройки должны подойти большинству. Смысл компрессора в том, что тихие моменты он усиливает а громкие ослабляет и тем самым выравнивает громкость. Посмотрим на результат работы компрессора:


Запись явно преобразилась. Начало записи можно сделать еще громче. Выделим отдельно и повторим компрессию либо нормировку — на Ваш вкус.

Экспорт и сохранение

В открывшемся окне следует указать название файла и выбрать его формат . Можно экспортировать запись в любой популярный аудиоформат, с указанием качества. Для большинства случаев подойдет MP3 с постоянным битрейтом 320 Кбит/с.

Если Вы не успели завершить обработку а вам пора бежать по делам, то можно сохранить проект. Для этого служит пункт меню Файл→Сохранить Проект . Сохраненный проект можно открыть в любое время и продолжить работу. Это особенно актуально, если у вас много дорожек.

Вернемся к первоисточнику для сравнения


Как говорится, найдите 10 отличий….

Заключение

Конечно можно продолжить пытать запись. Еще раз удалить шумы, которые могли вылезти после компрессии, произвести еще большую компрессию чтобы еще улучшить качество звука записи…

Но стоит помнить, что излишняя компрессия может сделать звук зажатым и лишить динамики. Однако решение в любом случае остается за вами и вкусами вашего слухового органа)

Если у Вас не получается обработать запись, то вы всегда можете обратиться за помощью на биржу фриланс услуг .

Материал подготовлен исключительно для сайта